Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в учебном процессе вуза. Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов
Страница 3

Материалы » Процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в современном вузе » Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в учебном процессе вуза. Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов

Предполагаем, что получение информации о собственных коммуникативных способностях, а также усвоение учебной информации о коммуникативных качествах, необходимых для развития коммуникативной культуры, на основе сравнения и анализа ведет к осознанию будущим специалистом необходимости развития собственной коммуникативной культуры.

Образовательная среда вуза предоставляет нам в качестве первого, начального средства - учебный предмет. Учебный предмет, как часть образовательной среды, обладает триадой её свойств: информационными, социальными и технологическими.

Информационный аспект - это содержание учебного предмета, социальный - это субъекты учебной деятельности, технологический - это формы, методы, средства, способы, приёмы развёртывания учебной деятельности её субъектов на базе информационного аспекта.

Сопоставив перечень учебных предметов, изучаемых на первом и втором курсах факультета психологии Ставропольского государственного университета, факультета педагогики и психологии Московского государственного открытого педагогического университета (Ставропольский филиал), лечебного и педиатрического факультетов Ставропольской государственной медицинской академии, проанализировав учебные планы и программы с точки зрения возможностей развития коммуникативной культуры студентов - будущих специалистов средствами учебного предмета, мы пришли к выводу, что наиболее действенным в этом отношении может оказаться спецкурс - "Основы педагогического общения". Это предположение закономерно повлекло за собой следующие вопросы:

• Какова степень ориентированности студентов - будущих специалистов на будущую профессию?

• Какова степень направленности вузовских преподавателей на воспитание и развитие будущего специалиста вообще и его коммуникативной культуры в частности?

• Чем определяются возможности развития коммуникативной культуры будущего специалиста на занятиях?

С целью выявления ориентированности будущих специалистов на предмет формирования коммуникативной культуры был проведён опрос студентов первого и второго курсов вышеназванных вузов. Ответы студентов первого курса (106 чел.) отличаются большим энтузиазмом, увлечённостью, некоторой переоценкой своих возможностей. Ответы студентов второго курса (143 чел.) отличаются сознательной ориентацией на будущую профессию.

Гуманистические тенденции в обществе, изменившие картину окружающего мира, предъявляют новые требования к личности учителя, врача. Поскольку вся профессиональная деятельность осуществляется через общение, то коммуникативная культура будущего специалиста в последнее время является предметом пристального внимания исследователей.

Понятие "коммуникативная культура" восходит к родовым понятиям "культура" и "коммуникация". Современные исследователи рассматривают культуру в трёх аспектах: аксиологическом, деятельностном и личностном. Аксиологическая интерпретация культуры заключается в вычислении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. Вторая трактовка понятия культуры основывается на деятельностном подходе. Культура рассматривается как специфический (культурный) способ деятельности, как качественная характеристика способов жизнедеятельности человека - как общественной, так и индивидуальной. Личностный подход состоит в рассмотрении культуры как среды, растящей и питающей развитие личности. Учитывая все эти три подхода к определению культуры, мы выделили те её составляющие, которые необходимы для определения понятия "коммуникативная культура будущего специалиста":

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуем к прочтению:

Бихевиоризм
Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, действующее обучающееся существо, запрограммированное на определенные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно моделировать нужное пове ...

Вывод
Основной целью данной работы являлось раскрытие темы - новые тенденции и направления в развитии современной психологии, а также рассмотрение и раскрытие вопросов о состоянии современной психологии с ее новыми направлениями и задачами, нов ...

Релаксационные упражнения
Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что, освоив релаксацию, можно научиться это нап ...