Педагогические условия формирования коммуникативной
культуры студентов в учебном процессе вуза. Реализация педагогических условий развития коммуникативной
культуры будущих специалистовСтраница 3
Предполагаем, что получение информации о собственных коммуникативных способностях, а также усвоение учебной информации о коммуникативных качествах, необходимых для развития коммуникативной культуры, на основе сравнения и анализа ведет к осознанию будущим специалистом необходимости развития собственной коммуникативной культуры.
Образовательная среда вуза предоставляет нам в качестве первого, начального средства - учебный предмет. Учебный предмет, как часть образовательной среды, обладает триадой её свойств: информационными, социальными и технологическими.
Информационный аспект - это содержание учебного предмета, социальный - это субъекты учебной деятельности, технологический - это формы, методы, средства, способы, приёмы развёртывания учебной деятельности её субъектов на базе информационного аспекта.
Сопоставив перечень учебных предметов, изучаемых на первом и втором курсах факультета психологии Ставропольского государственного университета, факультета педагогики и психологии Московского государственного открытого педагогического университета (Ставропольский филиал), лечебного и педиатрического факультетов Ставропольской государственной медицинской академии, проанализировав учебные планы и программы с точки зрения возможностей развития коммуникативной культуры студентов - будущих специалистов средствами учебного предмета, мы пришли к выводу, что наиболее действенным в этом отношении может оказаться спецкурс - "Основы педагогического общения". Это предположение закономерно повлекло за собой следующие вопросы:
• Какова степень ориентированности студентов - будущих специалистов на будущую профессию?
• Какова степень направленности вузовских преподавателей на воспитание и развитие будущего специалиста вообще и его коммуникативной культуры в частности?
• Чем определяются возможности развития коммуникативной культуры будущего специалиста на занятиях?
С целью выявления ориентированности будущих специалистов на предмет формирования коммуникативной культуры был проведён опрос студентов первого и второго курсов вышеназванных вузов. Ответы студентов первого курса (106 чел.) отличаются большим энтузиазмом, увлечённостью, некоторой переоценкой своих возможностей. Ответы студентов второго курса (143 чел.) отличаются сознательной ориентацией на будущую профессию.
Гуманистические тенденции в обществе, изменившие картину окружающего мира, предъявляют новые требования к личности учителя, врача. Поскольку вся профессиональная деятельность осуществляется через общение, то коммуникативная культура будущего специалиста в последнее время является предметом пристального внимания исследователей.
Понятие "коммуникативная культура" восходит к родовым понятиям "культура" и "коммуникация". Современные исследователи рассматривают культуру в трёх аспектах: аксиологическом, деятельностном и личностном. Аксиологическая интерпретация культуры заключается в вычислении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. Вторая трактовка понятия культуры основывается на деятельностном подходе. Культура рассматривается как специфический (культурный) способ деятельности, как качественная характеристика способов жизнедеятельности человека - как общественной, так и индивидуальной. Личностный подход состоит в рассмотрении культуры как среды, растящей и питающей развитие личности. Учитывая все эти три подхода к определению культуры, мы выделили те её составляющие, которые необходимы для определения понятия "коммуникативная культура будущего специалиста":
Рекомендуем к прочтению:
Психодиагностические
методы исследования управления социально-сихологическим климатом
В настоящее время созданы и практически используются методы психодиагностики, которые охватывают все известные науке психологические процессы, свойства и состояния человека.
Для того чтобы психолого-педагогический эксперимент был достато ...
Интерпретация данных
Таким образом, по полученным результатам мы можем сделать следующие выводы.
Мы определили, что с ростом модуса бытия повышается:
1. Сплоченность группы
, что объясняется наличием у членов группы готовности к оказанию помощи в трудной си ...
Мотивация человека и животного
Как известно, именно потребность или мотивация является источником активности животного и человека, в том числе и источником их эмоций. Ведь эмоция – это реакция на удовлетворение или неудовлетворение какой-либо потребности. Мотивации ест ...

