Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в учебном процессе вуза. Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов
Страница 6

Материалы » Процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в современном вузе » Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в учебном процессе вуза. Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов

Авторы программы ставят перед собой задачу: Студент должен осознавать взаимодействие своего общения на учеников и в его произвольных, осознанных аспектах и в его неконтролируемых или слабо контролируемых аспектах.

Критерии уровня сформированности общения авторов программы:

1. Содержание словесного воздействия, адекватного его задаче.

2. Понимание психологических особенностей ситуации общения.

3. Формальные качества общения, совершенство его "техники".

Особое внимание авторы уделяют тому, что можно назвать "биомеханикой" - формированию координации моторного поведения и владения своим телом. Понятие "владение своим телом" и "чувствовать свое тело" у них, впрочем, не идентичны:

• владеть, значит уметь достичь нужного результата;

• чувствовать, значит знать, хорошо или плохо я осуществил своё намерение.

Конечная задача здесь - полностью подчинить свое моторное поведение выражению определённого содержания, сделать его автоматическим, превратить совершенную технику общения во внутреннюю потребность.

Первый шаг на этом пути - упражнения на имитацию (но не простое повторение движений другого, а осмысленное, предполагающее проникновение в его переживания, намерения, цели, мотивы). Затем идут упражнения на контакт - в комплексе мимики, жестов, речи, голосовых модуляций; задача - все это согласовать друг с другом и соотнести с содержанием общения.

Наконец, выделяются специальные упражнения на ритм, ощущения пространства, на обработку динамики поведения и т.п.

На кафедре педагогики Полтавского пединститута имени В.Г. Короленко была разработана программа спецкурса "Основы профессионального мастерства".

Целью является углубление знаний студентов о творческой деятельности учителя.

Содержание программы курса включает в себя 12 лекционных тем:

1 курс: Педагогическое мастерство и его значение для совершенствования обучения и воспитания (6 ч.), педагогическая техника (2 ч.), речь учителя в структуре его деятельности (4 ч.).

2 курс: Культура педагогического общения (4 ч.), способы коммуникативного воздействия (4 ч.), педагогическая техника. Приемы педагогического воздействия (2 ч.).

3 курс: Мастерство выдающихся педагогов:

• Мастерство учителя на уроке (4 ч.).

• Мастерство воспитателя.

4курс: Элементы актерского мастерства в педагогической деятельности.

Велик удельный вес практических занятий (78 практических при 42 лекционных). На втором курсе, например, раздел "Практические занятия" представлены темами: "Педагогический такт учителя" (решение практических задач, ролевые игры): внимание, наблюдательность учителя, воображение учителя, убеждение в педагогическом процессе; выразительность речи учителя, приемы педагогического воздействия, анализ образцов работы передовых учителей, наблюдение и анализ общения педагога с аудиторией.

Значительное место в курсе отведено вопросам развития у будущих педагогов нервно-психической сферы (распределенность, непрерывность внимания, наблюдательность - память - точность, быстрота запоминания, длительность удержания, быстрота вспоминания по первому требованию, мышление, самостоятельность, точность суждений, находчивость и изобретательность, критическое отношение к своей и чужой работе, воображение - способность быстро и ярко представить себе тот или иной объект, восстановить неполные впечатления и представления, активная фантазия, художественная чуткость, восприимчивость к красоте).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Рекомендуем к прочтению:

Беседа с братьями и сёстрами новорождённого
Если с синдромом Дауна рождается младший ребёнок в семье, перед родителями встаёт ещё одна трудность: что сказать своим старшим детям. Возникает естественное желание оградить их от огорчений взрослых. Часто родители переоценивают чувствит ...

Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в учебном процессе вуза. Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов
Выпускник школы, как и всякий человек, обладает определенным жизненным опытом, который по А.К. Осницкому складывается из пяти компонентов: 1) Ценностный опыт: интересы, идеалы, убеждения, нравственно- этические нормы и предпочтения. Этот ...

Характеристика сознания и самосознания старшеклассника как субъекта общения
Опираясь на имеющуюся в нашем распоряжении психологическую литературу, в этой главе мы проанализируем содержание основных понятий, которые будут использованы в работе. Это такие понятия как общение, сознание, самосознание, Я-концепция, оц ...