Педагогические условия формирования коммуникативной
культуры студентов в учебном процессе вуза. Реализация педагогических условий развития коммуникативной
культуры будущих специалистовСтраница 2
Следовательно, получение информации о структуре и функциях КК будущего специалиста, изучение, оценка, описание собственных коммуникативных способностей, осознание необходимости их развития на основе сравнения с идеальными - является вторым необходимым условием развития его коммуникативной культуры.
Коммуникативные способности учителя длительное время находятся в центре внимания исследователей. Они выявлены, систематизированы и охарактеризованы в работах И.А. Зимней, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, А.Б. Орлова и других [80, 996, 115, 150, 169], которые в своих выводах основываются на научном подходе таких психологов как Ф.Н. Гоноболин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и других [61, 129, 197, 231].
Н.В. Кузьмина определяет коммуникативные способности учителя как "способность устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися и перестраивать их в соответствии с развитием целей и средств" [111].
Н.В. Кузьмина [115] подчеркивает тесную связь коммуникативных способностей с другими педагогическими, а также общими и специальными способностями. Общие, специальные профессиональные способности определены К.К. Платоновым: "Профессиональные способности - это совокупность (структура) достаточно стойких, хотя, конечно, и изменяющихся под влиянием воспитания, индивидуально-психологических качеств личности человека, которая на основе компенсации одних свойств личности другими определяет успешность обучения определённой трудовой деятельности, выполнения ее и совершенствования в ней".
Коммуникативные способности относятся, без сомнения, к самым важным способностям учителя. Сущность этих способностей рассматривается в трудах Г.С. Васильевой, Л.А. Игнатьевой, М.И. Станкина. Коммуникативные способности по И.А. Зимней - это "способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта" [80].
М.И. Станкин определяет коммуникативные способности как "умение легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего с учащимися, и в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения". М.И. Станкин обозначает такие черты личности, необходимые для установления правильных взаимоотношений как искренность, доброжелательность, уважение к личности обучаемого, внимание к его положительным чертам, вежливость, предупредительность. Он особо подчеркивает нравственную культуру общения, терпимость к слабостям обучаемых, учет их темперамента и характера [226].
Л.М. Митина говорит о способности педагога учитывать интересы обучаемых как познавательные, так и личностные: "Ученик всегда откликнется добрым отношением к учителю, если тот сумеет понять его пристрастия, увлечения, интересы. Собственно, обмен человеческими ценностями составляет сердцевину их общения,. учителю необходимо настроиться на соответствующие отношения с учениками".
Как мы видим, все авторы этих определений в основу коммуникативных способностей кладут отношения. Отношение к партнеру общения - краеугольный камень коммуникативных способностей, а ценностное отношение к обучаемому - основа, на которой следует развивать коммуникативные качества педагога.
Рекомендуем к прочтению:
Понятие и сущность факторов риска формирования наркозависимости у детей
Общественное отношение к наркомании сегодня в подавляющем большинстве случаев характеризуется как однозначно негативное и отвергающее. Подобное отношение связано с незнанием и непониманием наркомании как явления. В отношении к наркомании ...
Вывод
Таким образом анализ теоретических и практических источников по проблеме показал, что взаимоотношение родителей с ребенком напрямую отражается на его психосоматическом состоянии. Практически все учащиеся желают иметь более тесные взаимоот ...
Известные русские ученые (титаны научной мысли)
Большинство ведущих ученых и конструкторов в мире, были русскими, например: Яблочков и Лодыгин (первая в мире электрическая лампочка), Попов (первое в мире радио, изобретатель беспроволочного телеграфа), Зворыкин (первый в мире телевизор) ...