Педагогические условия формирования коммуникативной
культуры студентов в учебном процессе вуза. Реализация педагогических условий развития коммуникативной
культуры будущих специалистовСтраница 4
1) духовные и нравственные ценности, идеалы и нормы;
2) знания, умения и навыки осуществления профессиональной деятельности;
3) личностные качества, способности и отношения человека к природе, себе, другому.
Изучив определения и характеристики понятия "коммуникация", мы пришли к выводу, что точного единого определения нет. Но существуют два подхода: коммуникация в узком смысле как передача информации и в широком смысле - как общение между людьми.
Рассмотрев все виды коммуникации в широком смысле слова, мы осознали, что поскольку главный инструмент профессиональной деятельности - это профессиональное общение, постольку успех работы специалиста будет зависеть от уровня культуры его профессионального общения. Поэтому, употребляя термин "коммуникативная культура", мы имеем в виду культуру профессионального общения.
Изучив определения коммуникативной культуры в работах современных исследователей, применив метод сравнительно-сопоставительного анализа дефиниций понятий "культура" и "коммуникация", мы построили структурно-функциональную модель коммуникативной культуры специалиста и сформулировали её определение: Коммуникативная культура - это совокупность личностных коммуникативных качеств и коммуникативных умений, которая характеризуется наличием коммуникативного идеала, знанием норм и правил профессионального общения, ценностным отношением к обучаемому, знанием собственных коммуникативных качеств и умением владеть педагогической ситуацией. Коммуникативная культура будущего специалиста выполняет следующие функции: информационную, аффективную, регулятивную, мотивационную и рефлексивную.
Поуровневый анализ КК специалиста базируется на критериях гуманистической направленности, структурности и целостности её компонентов. С опорой на эти критерии были выделены уровни развития КК будущего специалиста: уровень коммуникативной грамотности, уровень коммуникативной компетенции, уровень профессиональной коммуникативной компетентности, уровень коммуникативного мастерства.
Развитие КК - перевод будущего специалиста с начального уровня (коммуникативной грамотности) на уровень коммуникативной компетенции - может произойти при определённых необходимых и достаточных условиях.
В процессе изучения философских и психологических определений понятий "развитие" и "условие", анализа психолого-педагогической литературы, обобщения собственных исследований были выделены четыре блока педагогических условий развития КК будущего специалиста: выявление и анализ опыта коммуникативной деятельности (КД) будущего специалиста в результате наблюдения за КД специалистов в профессиональной среде и собственной КД; осознание необходимости развития своей КК на основе изучения и анализа собственных коммуникативных качеств и усвоения теоретических знаний о компонентах и функциях КК будущего специалиста; освоение специального курса развития КК будущего специалиста и составление программы дальнейшего саморазвития. Педагогические условия приведены в систему, обозначены необходимые, достаточные, внешние и внутренние условия развития КК будущего специалиста.
III.2. Анализ современных программ формирования коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Рекомендуем к прочтению:
Эмоции человека и
животного
История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова, что в них между человеком и животными со временем ...
Периферические средства
Тон, которым говорят лезгины, можно охарактеризовать по-разному. Если говорят женщины, то это в основном доброжелательный или наставительный тон. Старики чаще всего говорят назидательным тоном. Мужчины чаще используют дружеский, спокойный ...
Дисциплина как средство профилактики конфликтов
Служба в органах внутренних дел является специфическим видом профессиональной деятельности, которая характеризуется повышенной нагрузкой на психо-эмоциональную сферу человека. Взаимоотношения между людьми - это естественный социально-псих ...