Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Интеллектуальные способности одаренных детей
Страница 1

Под умственными, интеллектуальными способностями понимается такая система интеллектуальных свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями. [40]

В психодиагностике об интеллектуальных способностях чаще всего судят по уровню развития интеллекта.

В отечественной психологии под интеллектом понимают «относительно устойчивую структуру умственных способностей». [26]

В. Н. Дружинин различает несколько подходов к исследованию интеллекта.

1. Психометрический подход в его факторном варианте. Основной представитель английский психолог Ч. Спирмен, который предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяют некий общий фактор - общая способность (G-фактор) и фактор, специфический для данной деятельности (S-фактор). Спирмен полагал, что интеллект не зависит от личностных черт человека и не включает в свою структуру неинтеллектуальные качества (интересы, мотивация достижения, тревожность и т.д.). [21]

Критики концепции Спирмена (в частности, Торндайк) отрицали наличие общей умственной способности и считали, что существует множество независимых способностей (от 3 до 120 факторов). Позже была обнаружена ошибочность его расчетов Айзенком и Спирменом, которые подвергли статистической обработке данные Торндайка, и выявили в данных общий фактор интеллекта. [21]

Дж. Гилфорд, систематизируя результаты своих исследований в области общих способностей, предложил «трехмерную модель интеллекта». В основу этой модели Гилфорд положил три переменные: умственные операции, особенности материала, используемого в тестах, и полученный интеллектуальный продукт. Каждый фактор характеризуется сочетанием категорий из каждого измерения. [61]

Д. Векслер определил интеллект как способность индивида к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром. Успешность решения интеллектуальных тестов зависит как от интеллектуальных параметров, так и от приобщенности к культуре, любознательности, двигательной активности. Модель Д. Векслера включает три уровня:

а) уровень общего интеллекта;

б) уровень «групповых» факторов, а именно: невербальный интеллект и вербальный интеллект;

в) уровень специфических факторов, соответствующих отдельным субтестам. [22]

2. Монометрический подход. Наиболее ярким и последовательным представителем является Г. Ю. Айзенк, который выделяет биологический интеллект (особенности функционирования структур головного мозга, отвечающих за познавательную активность), психометрический интеллект (измеряется тестами IQ) и социальный интеллект (способность индивида использовать психометрический интеллект в целях адаптации к требованиям общества). [21]

3. Когнитивные модели интеллекта имеют косвенное отношение к психологии способности. Очень редко представители когнитивного подхода выходят на проблемы индивидуальных различий. [21]

М. А. Холодная наиболее перспективным считает структурно-интегративный подход в изучении интеллекта и умственного развития, при котором носителем свойств интеллекта является индивидуальный ментальный (умственный) опыт, включающий ментальные структуры (системы психических образований), ментальное пространство (динамическая форма состояния ментального опыта, которая актуализируется в соответствии с решением проблемы). [9]

Структурно-интегрального подхода в изучении интеллектуального и умственного развития придерживается и Н. И. Чуприкова. В ее исследованиях в качестве основы интеллектуального развития рассматривается процесс становления репрезентативных когнитивных структур (внутренних психологических абстрактно-обобщенных когнитивных схем), которые складываются в процессе жизни и обучения у человека и являются не только системой хранения информации в виде обобщенно-абстрактных продуктов, но и средством сознания, умственной переработки информации. [9]

Существует несколько качеств интеллекта, которые у различных людей могут быть развиты не в одной и той же степени:

1. Ясность ума – простота и искренность мысли, отсутствие в ней какого-либо рода запутанности.

2. Логичность ума – строгая последовательность, системность в мышлении.

3. Сообразительность – быстрота умственной ориентировки, быстрое вникание в материал, скорость решения задач.

4. Глубина ума, или вдумчивость – способность познавать в предметах и явлениях наиболее существенное, часто скрытое и замаскированное.

5. Широта ума – способность мыслить с учетом всех сторон вопроса.

6. Гибкость, или пластичность ума – отсутствие шаблонности, стереотипности, способность к изменению хода мышления, если этого требуют объективные данные.

7. Самостоятельность и оригинальность – новизна, самобытный творческий характер умственной деятельности.

8. Критичность ума – отсутствие непроверенных предвзятых суждений, тщательная аргументация, серьезное отношение к возражениям, которые должны быть тщательно рассмотрены, прежде чем их опровергать. [31]

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Внимание и сознание
Внимание имеет общее значение для человека. Так, педагог обращается к своим студентам с фразой «будьте внимательными», когда он просит их сконцентрироваться, чтобы выслушать его учебное задание. Эта общая форма внимания зависит от состоян ...

Выводы
1. Трудно переоценить роль воображения на ранних ступенях развития общества и культуры. С ним связанны многие культурные и научные достижения, существееные познавательные результаты; и вполне справедливо определение его как “великого” дар ...

Анализ управления социально-психологическим климатом в организации
Анализ социально-психологического климата коллектива Муниципального управления здравоохранения центральной районной больницы позволил изучить психологическую атмосферу коллектива, факторы, влияющие на слаженность работы медиков. Результат ...