Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Характеристика общения и коммуникативных способностей в психолого-педагогическом исследовании. Сущность общения и коммуникативных способностей
Страница 1

Материалы » Музыкотерапия как средство развития коммуникативных способностей дошкольника » Характеристика общения и коммуникативных способностей в психолого-педагогическом исследовании. Сущность общения и коммуникативных способностей

Общение, так же как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом только психологического исследования. Проблемой общения занимаются социологи, философы, педагогические деятели.

Общение – сложный и весьма многогранный процесс. [16, c. 39] А.В.Петровский и авторский коллектив дает следующее определение общения: «Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности».[15 ]

А.А.Леонтьев понимает общение «не как интериндивидуальный, а как социальный феномен», субъект которого «следует рассматривать не изолированно». В то же время он подходит к общению как к условию «любой деятельности человека».[10]

Позицию А.А.Леонтьева поддерживают и другие авторы. Так, В.Н.Панферов отмечает, что «любая деятельность невозможна без общения». Далее он поддерживает точку зрения на общение как процесс взаимодействия, но подчеркивает, что общение необходимо «для установления взаимодействия, благополучного для процесса деятельности».

Следуя высказываниям психологов можно выделить главное:

1) общение – вид самостоятельной человеческой деятельности;

2) общение – атрибут других видов человеческой деятельности;

3) общение – взаимодействие субъектов.

В специальной социально-психологической литературе общение понимается и как коммуникативная деятельность.[16, c. 44]

Опираясь на концепцию А.Н.Леонтьева и его анализ общения как деятельности и обозначая его как «коммуникативную деятельность», рассмотрим её основные структурные компоненты. Итак,

предмет общения – это другой человек, партнёр по общению как субъект;

потребность в общении – это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию, к самооценке;

коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение;

действия общения – это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два основных вида действий в общении –инициативные и ответные;

задачи общения – это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;

средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

продукт общения – это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

Говоря о функциях общения на индивидуальном уровне жизни человека следует отметить, что они многообразны, но обычно, выделяют три класса этих функций: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффектно-коммуникативную. Информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами. Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения в отличие от информационной заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение — важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека.

В структуре общения выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Особенность коммуникативной стороны общения заключается в том, что во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл[9]. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Возбудимый тип
Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Люди этого типа нередко занудливы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они ...

Назвать независимую переменную. Как осуществлялся контроль за ней на протяжении исследования?
В качестве независимой переменной выступали условия жизни. Одних испытуемых поместили в тюрьму, ограничив их свободу, подавив их волю, другим же предоставили полную власть над заключенными и свободу перемещений. Подавление, угнетение. Н ...

Эмпирическое исследование социально-психологических механизмов влияния духовно-нравственной компоненты на мироощущение и социальное самоопределение подростков в различных социальных средах. Организа
Целью данного исследования является определение роли духовно-нравственного компонента в жизненных ориентациях современных подростков, проживающих в различных социальных средах. Была выдвинута следующая гипотеза : мироощущение и социально ...