Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Состояние духовно-нравственной сферы современных подростков
Страница 1

Духовно-нравственная сфера личности современных подростков может быть определена через изучение мироощущения, социального самоопределения, представлений о феномене свободы, степени удовлетворенности жизнью и прочее. Данные, полученные при проведении исследования в разных учреждениях, представлены в сравнении друг с другом.

Качественные особенности мироощущения и социального самоопределения современной учащейся молодежи отличаются проявлением прагматизма, индивидуализма и снижения социальной активности, особенно у школьников из традиционной социальной среды. Более подробно анализ полученных данных по данным проблемам представлен в последующих параграфах работы.

Для выявления степени удовлетворенности жизнью был использован опросник «Социальное самочувствие как актуализация отношений к образу «Я» и социальному окружению». В целом по учреждениям были получены следующие данные:

Таблица1

Состояние социального самочувствия подростков в различных образовательных учреждениях

Учреждение

Зона соц. самочувствия

Школа

44 человека

Школа - интернат

20 человек

Высокая

5%

10%

Хорошая

45%

60%

Средняя

43%

25%

Низкая

7%

5%

Состояние социального самочувствия подростков в различных образовательных учреждениях также представлены в виде кривых Гаусса на Рисунке 1:

Рисунок 1

Графическое изображение состояния социального самочувствия подростков в различных образовательных учреждениях

Из построенных графиков видно, что кривая нормального распределения по средней школе наиболее схожа с классической кривой Гаусса, в то время как кривая нормального распределения по школе-интернату имеет положительное смещение, т. е. там наблюдается больший процент респондентов с хорошим социальным самочувствием.

Рассмотрев полученные данные, в целом можно так охарактеризовать социальное самочувствие подростков:

ü В целом есть удовлетворенность школьными успехами, хотя не всегда все нравится в школе. Привлекают в основном отдельные предметы и общение с товарищами. В принципе ощущается защищенность в классе и школе, хотя иногда конфликты и неприятности.

ü Образование после школы продолжить можно, хочется в вуз, но можно поступить и в техникум, ПТУ, а можно и пойти одновременно работать.

Представление о свободе как элементе мироощущения у современных подростков имеет тенденцию к возрастанию его удельного веса в общей структуре и расширению дифференциации, однако этот образ заметно отличается по содержанию в зависимости от социально-психологических особенностей группы членства и основной социальной организации [58, с. 36].

Можно условно выделить две особенности представлений о свободе в зависимости от вышеуказанных условий:

а) для групп среднего уровня развития большинство индивидов понимают свободу как «свободу от».

Для них свобода – это, прежде всего, «независимость», «возможность делать то, что хочу, без ограничений», «когда никто не указывает, человек сам решает, как ему жить», «когда ничего не надо делать». То есть свобода носит негативный характер (независимость от какого-либо внешнего принуждения, судьбы).

Содержание феномена у большинства сводится к приоритету финансового и материального благополучия, полученного легким, почти сказочным путем. Поэтому у них высокий авторитет; они не обременены никакими обязательствами.

б) в группах высокого уровня развития наблюдалось преобладание тенденции «свободы для».

Большинство индивидов в таких группах определяет свободу как «свободу для». Это «возможность выбора», «свобода мысли, слова, вероисповедания и передвижения». Для них свобода несет позитивный смысл, «свобода для» как способность и возможность самополагания, самоопределения [58, с. 36-37].

В нашей ситуации получается несколько иная картина: представлены две различные социальные среды (традиционная и обедненная), поэтому и представления о свободе у подростков могут существенно отличаться.

Были получены следующие данные: 47% обычных школьников и 53% воспитанников интерната понимают свободу как «свободу для », остальная доля респондентов в каждой выборке понимают свободу как «свободу от…».

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Кундалини йога
Где пределы человека? Как можно вас ограничить? Никто на свете не может ограничить вас. Если вы сами захотите ограничить себя – вы сможете. А иначе – все источники Вселенной в вашем распоряжении. – Йоги Бхаджан [3] В 1995 году в Венском ...

Вывод
Забота о психологическом здоровье включает в себя внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, к окружающему миру, происходящим семе ...

Теоретические основания изучения. Особенности социально-психологического статуса женщин после развода
По определению повторный брак возможен только после расторжения предыдущего, после развода. Для цели нашей работы представляется необходимым остановиться на гендерных особенностях социально-психологического статуса индивида, находящегося ...