Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Характеристика общения и коммуникативных способностей в психолого-педагогическом исследовании. Сущность общения и коммуникативных способностей
Страница 2

Материалы » Музыкотерапия как средство развития коммуникативных способностей дошкольника » Характеристика общения и коммуникативных способностей в психолого-педагогическом исследовании. Сущность общения и коммуникативных способностей

Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения.

Среди невербальных средств общения выделяют четыре группы:

1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика)

3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)

В психологии выделяют четыре дистанции общения:

· интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.

· Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями).

· Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

· Публичная (более 3,7 метров). Характерезуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно.

4) Визуальный контакт (контакт глаз). Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд [9,с. 36].

Интерактивная сторона общения является характеристикой тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция[2,с.17]. Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, пораждается самой ее природой.

Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов. По содержанию оно может быть:

· Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

· Когнитивное (обмен знаниями)

· Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

· Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

· Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

По целям общение делиться на:

· Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

· Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

По средствам общение может быть:

· Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

· Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

· Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

· Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Развитое полноценное общение объединяет в себе две взаимосвязанные, но различающиеся стороны: внешнюю, поведенческую, операционно-техническую и внутреннюю, глубинную, затрагивающую личностно-смыловые пласты.

Внешняя сторона, реально формируемая в поведении общающихся, выражается в коммуникативных действиях. Внешняя сторона общения фиксируется рядом специфических показателей. Это показатели коммуникативного взаимодействия. К ним относятся:

- коммуникативная активность в группе общения;

- интенсивность действий в общении;

- инициативность в общении;

- технико-коммуникативное мастерство общения.

Внутренняя сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с которыми человек в общение.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Кинесика
Кроме поцелуев в качестве приветствия, татары используют их при поздравлении. Но в таком случае целуются только близкие люди, например, бабушка, мама целуют невесту в щёку, жених целует мать невесты в щёку, невеста и жених целуют руки мат ...

Психологические факторы риска формирования наркотизации у детей
Психологическая готовность к употреблению наркотиков формируется постепенно, и наркотизация является логическим завершением всего предыдущего развития. Отсутствие такой готовности создает "запас прочности", позволяющий противост ...

Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста
К настоящему времени в психологии существуют разные подходы к определению понятия «интеллект». Изучение особенностей развития интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста осуществляется, как правило, в рамках подхода, и ...