Теоретические аспекты изучения и разработки анкет по общему психологическому практикуму. Психологическое исследование, требования к организации и его основные этапы
Способом получения объективных знаний об окружающей действительности, что является целью любой науки, выступает научное исследование. Психологическое исследование – это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей. Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований:
1) Планирование исследования подразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов;
2) Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям, т. е. обеспечивать определенный комфорт и нормальную рабочую обстановку;
3) Техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов;
4) Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования и должен обеспечивать их качественную однородность;
5) Инструкция для испытуемых составляется на стадии планирования работы и должна быть четкой, краткой и однозначной;
6) Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным);
7) Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных.
Структура психологического исследования включает ряд обязательных этапов, представленных в таблице 1.
Таблица 1 Этапы психологического исследования
|
Номер этапа |
Наименование и содержание этапа |
|
I |
Подготовительный этап состоит из изучения научных данных по исследуемой проблеме, определения цели, задач. |
|
II |
Этап сбора фактических данных реализует конкретную стратегию исследования и представляет собой ряд последовательно включаемых звеньев экспериментальных заданий. |
|
III |
Этап количественной и качественной обработки данных исследования включает применение методов математической статистики для обработки эмпирических данных и их качественный анализ. |
|
IV |
Интерпретация результатов исследования и формулирование выводов. |
Рекомендуем к прочтению:
Выводы
1. Кризисы профессионального становления выражаются в изменении темпа и вектора профессионального развития личности. Факторами, детерминирующими кризисы, выступают:
· возрастные психофизиологические изменения;
· изменение социально-проф ...
Профессиональная ответственность в контексте психологии отношений
В расширенной философско-психологической трактовке понятие ответственности характеризует отношение личности к обществу, в котором реализуются предъявляемые к ней требования в той мере, в какой это соответствует ее долгу. Если долг личност ...
Мотивация учебной деятельности студентов
Разные авторы называют разные мотивы поступления в вуз, что во многом зависит от ракурса изучения этого вопроса, а также от произошедших за последние годы социально-экономических и политических изменений в нашей стране. Все же можно отмет ...

