Адаптация как процесс приспособления организма к изменяющимся условиям
внешней средыСтраница 1
Ю.А. Александровский рассматривает психическую адаптацию как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, "которая обеспечивает деятельность человека на уровне "оперативного покоя", позволяя ему не только наиболее оптимально противостоять различным природным и социальным факторам, но и активно и целенаправленно воздействовать на них" [1,c.13].
Поскольку адаптация - это процесс реализации способности организма регулировать свои параметры таким образом, чтобы удерживать их в пределах функционального оптимума, то главным критерием их классификации служит характеристика регуляторной системы, которая ответственна за рассматриваемый адаптационный процесс. Адаптационные способности организмов, находящихся на разных уровнях филогенеза, различаются из-за продвинутости их регуляторных систем. Очевидно, что как во взрослом, так и в развивающемся организме, наряду со способностью к сенсибилизационным адаптациям, должна существовать возможность стабилизационных адаптации. Под ними мы понимаем процесс реализации способностей всего организма или отдельных его реагентов удерживать свои параметры в пределах функционального оптимума при изменяющихся факторах внешней среды. В филогенезе возможность стабилизационных адаптации развивается параллельно с сенсибилизационными адаптациями. В понятие целостности организма неотъемлемой частью входит взаимодействие человека с окружающей средой. В ходе социального прогресса происходит не ослабление, не разрыв, а обогащение связей человека с природой и социальной средой. Тем самым все более возрастает роль физического совершенствования человека.
Психофизиологическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта:
- оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;
- установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками, обеспечивая тем самым возможность прогресса.
Система, обеспечивающая адаптированную психическую деятельность, как и любая другая функциональная система, представляет собой определенную совокупность подсистем, соединенных относительно жесткими связями. Александровский Ю.А. выделил пять подсистем, от функционирования которых зависит успешность адаптации [1]:
• поиск, восприятие и переработка информации;
• социально-психологические контакты;
• обеспечение бодрствования и сна;
• эмоциональное реагирование;
• эндокринно-гуморальная регуляция.
Активность подсистем подчинена единой задаче - поддержанию у человека состояния психической адаптации (являющемуся системообразующим фактором). Однако каждая из них имеет собственное значение. Функционирование подсистем определяется не только индивидуальным своеобразием личности, но и возрастными особенностями развития.
Относительно подсистемы эмоционального реагирования можно сказать следующее. Раздражители, как специфические, так и не специфические могут оказывать на организм определенное воздействие. Специфическое воздействие это любое физическое воздействие. Следовательно, неспецифическое воздействие – это особое эмоциональное реагирование организма, служащее ответом на стимул. Данную реакцию организма на неспецифическое воздействие Ганс Селье определил понятием «стресс». Таким образом, Г.Селье выдвинул свою так называемую концепцию стресса.
Суть концепции стресса в том, что при воздействии самых разнообразных факторов неспецифические реакции организма происходят по механизму общего адаптационного синдрома (ОАС), в котором различают три фазы:
Рекомендуем к прочтению:
Выводы
Итак, социализация – процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них у ...
Эмпирическое исследование психологического портрета врача.
Исследование по определению уровня эмпатии выявило у респондентов № 16, 20, 23, 29, 30 высокий уровень эмпатии. Данные респонденты чувствительны к нуждам и проблемам пациентов, искренне пытаются понять их чувства. Они умеют "читать&q ...
Разработка рекомендаций по коммуникативной сфере
детей с нарушением зрения
Чрезмерное напряжение зрения способствует развитию близорукости, а нередко и косоглазия. Глаза напрягаются при недостаточном освещении, а также при сильной аккомодации. Чрезмерные зрительные нагрузки в неблагоприятных условиях, особенно п ...