Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Адаптация как процесс приспособления организма к изменяющимся условиям внешней среды
Страница 3

Материалы » Гендерные различия адаптационных способностей младших школьников » Адаптация как процесс приспособления организма к изменяющимся условиям внешней среды

Александровский Ю.А, отмечал, что эндокринно-биохимические изменения чаще всего являются не причиной нарушения адаптации, а ее следствием. Существует концепция, согласно которой некоторые болезни рассматриваются как результат нарушения механизма ОАС - механизм «сходит с рельсов» [38, с. 92].

К концу 1го полугодия большинство показателей нормализуется. Однако до конца учебного года «сохраняется некоторая напряженность гормональных механизмов адаптации» [19, с.92].

Система психической адаптации динамична, всегда находится в развитии. Активность системы в целом изменяется в меньшей степени, чем активность составляющих ее подсистем [1]. Функциональные возможности подсистем изменяются ввиду нестабильности определяющей их биологической и социально-психологической основы.

«Материальным субстратом, обеспечивающим деятельность как отдельных подсистем, так и всей системы психической адаптации в целом, являются не отдельные корковые или нижележащие участки центральной нервной системы, нервно-мышечные образования и эндокринные железы, а их синхронно функционирующие области, названные Ухтомским А.А. , а в последующем и Леонтьевым А.Н. [30] «функциональными органами». Формирование этих «органов» в процессе жизнедеятельности человека связано не с изменением количества нервных клеток, а с увеличением числа прямых и опосредованных нейронных соединений. Благодаря этому становится возможной совместная работа разных систем корковых зон головного мозга и других частей центральной нервной системы, участвующих в процессе психической адаптации.

Нарушение функционирования любой из перечисленных подсистем может существенно снизить адаптивные возможности индивида. Достижение состояния адаптации невозможно не при дезорганизации отдельных подсистем, а только при нарушении функциональных возможностей всей адаптационной системы в целом [1].

Адаптационный процесс имеет сложную структуру и состоит из нескольких сменяющих друг друга этапов. Первый из них - афферентный синтез. Его смысл состоит в осуществлении анализа и синтеза информации с учетом прошлого опыта и доминирующей мотивации. На их основе происходит принятие конкретного решения относительно вопроса о преодолении существующей проблемы, т. е. происходит постановка цели. Одновременно с этим формируется акцептор (представление или образ) результатов действия. В соответствии с целью и желаемым результатом строится «поведенческая программа», которая затем реализуется. Реально полученные результаты сравниваются с акцептором результата. В случае, если обратная информация от результатов совершенного действия точно совпадает с параметрами акцептора, возникает положительное эмоциональное состояние. Биологически этой эмоцией закрепляется правильность приспособительных результатов. Наоборот, несоответствие итогов деятельности запланированному результату, ведет не к закреплению функционального действия, а к поискам новых путей, необходимых для достижения оптимального результата, который вызвал бы полноценную эмоцию удовлетворения [1].

У детей младшего школьного возраста адаптационный процесс имеет свои особенности. В ходе анализа поступающей информации ребенок способен установить некоторые наиболее простые причинно-следственные связи и закономерности. Младший школьник в некоторой степени может планировать свою деятельность. Это связано с произошедшей интериоризацией эгоцентрических высказываний, с трансформацией их во внутреннюю планирующую речь. Планирование осуществляется в виде проговаривания того, что он должен и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу. Однако реализация задуманного может затрудняться действием сиюминутных, но более сильных желаний.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем к прочтению:

Оценка результатов исследования.
Оценка результатов исследования производится при помощи графиков. Они представляют собой усредненные нормативные показатели по данным этих двух субтестов. Норме в строгом смысле этого слова на каждом графике соответствует показатель равны ...

Социальные сети как трансформация подросткового интимного дневника
Важным аспектом подростковой жизни издавна были интимные дневники. Внутренний диалог и потребность зафиксировать события собственной жизни тесно связаны с развитием самосознания и ощущением некоего коммуникативного дефицита, когда, как пи ...

Результаты экспериментальной работы, полученных в ходе исследования уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Результаты конс
Экспериментальная часть исследования была проведена на базе МДОУ №28 г. Алексина Тульской обл. В эксперименте приняло участие 10 испытуемых в возрасте 5 – 6 лет. Была подобрана диагностическая программа, отвечающая логике и целям нашего ...