Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Интеллектуальные способности одаренных детей
Страница 2

С.Л. Рубинштейн в структуре всякой актуальной умственной способности выделяет два взаимосвязанных компонента:

Во-первых, это более или менее слаженная и отработанная совокупность операций – способов, которыми осуществляется соответствующая деятельность;

Во-вторых, это качество психических процессов, которые регулируют функционирование этих операций. [50]

И. С. Якиманская подчеркивает, что любая умственная способность имеет сложную структуру. В состав умственной способности входят как общие, так и специальные предпосылки, конкретное сочетание которых (ведущее влияние одних при несовершенстве других) и определяет чувствительность к обучению соответствующему виду деятельности. К общим предпосылкам развития умственных способностей И. С. Якиманская относит:

1. Умственную активность, которая выражается в повышенной любознательности, широком интересе к различным видам деятельности. Характеризуется:

а) постоянной потребностью в деятельности,

б) уровнем напряженности самих действий.

2. Высокую работоспособность, тесно связанную с умственной активностью и проявляющуюся в интеллектуальной выносливости, в постоянной готовности к овладению знаниями, в умении систематически и упорно работать.

3. Саморегуляцию учебной деятельности, проявляющуюся не только в особенностях поведения (самообладания или импульсивности), но и в характере, направленности умственных усилий на выполнение учебной задачи. [68]

В. С. Юркевич подчеркивает, что в развитии умственной одаренности большую роль играет познавательная потребность. Данная потребность «вырастает чрезмерно, подавляя все остальные». Средством удовлетворения познавательной потребности является новая информация. Однако, получая новую информацию человек, не угашает познавательную потребность, а только усиливает ее. По мнению В.С. Юркевич познавательная потребность опирается на активность, потребность в процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда. [67]

В.С. Юркевич выделяет три уровня развития познавательной потребности:

1. Уровень «Потребность во впечатлениях» – это фундамент познавательной потребности, ее биологической предпосылкой является ориентировочный рефлекс.

2. Уровень «Любознательность» – это социализированная потребность. На данном уровне интерес проявляется не к отдельному стимулу, а к объекту в целом. Своего пика развития любознательность достигает у подростка.

3. Уровень целенаправленной познавательной деятельности. Потребность в познании на этом уровне опосредуется социально значимыми целями. [67]

В.А. Крутецкий, говоря об умственных способностях, выделяет общие и специальные умственные способности. Общие умственные способности - это способности, которые необходимы для выполнения многих видов деятельности. Сюда относятся такие качества ума, как умственная активность, критичность, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности. Специальные умственные способности – это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определенной деятельности. Эти способности представляют собой единство отдельных частных способностей, например, в составе математических способностей большую роль играет математическая память, способность к логическому мышлению в области количественных и пространственных отношений. [27]

Н.С. Лейтес под умственными способностями понимает качества ума и некоторые особенности памяти – быстрота и прочность запоминания, которые находят применение во многих видах деятельности. В качестве базовых факторов интеллектуальной одаренности Н.С. Лейтес выделил активность и саморегуляцию. [32]

Н. В. Видинеев под интеллектуальными способностями понимает «умение мыслить в формах лексических (смысловых) значений слов, суждений, умозаключений, понятий, гипотез, теорий и осуществлять обмен мыслями с другими людьми. Интеллектуальные способности человека – это его умение не только перенимать знания, выработанные предшествующими поколениями людей, но и мыслить самостоятельно, творчески, продуктивно. Интеллектуальные способности человека есть способности его разума совершать переход к новому мышлению в зависимости от изменений в природных и социальных условиях, умение отказываться от знаний, казавшихся раннее истинными». [14]

А. З. Зак выделяет четыре вида умственных способностей:

1. способность анализировать, которая проявляется в воз можности выделять различные стороны, вычленять в предмете различные особенности,

2. способность комбинировать, которая проявляется в возможности создавать различные сочетания предметов или из элементов,

3. способность рассуждать, которая проявляется в возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени,

4. способность планировать, которая проявляется в возможности намечать ряд шагов для получения требуемого результата, разрабатывать последовательность будущих действий для достижения поставленной цели. [23]

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Трактовка воображения в филосовской и социально-психологической литературе. Интерпретация воображения в философских концепциях
С древнейших времен воображение воспринималось как естественное качество человека, данное ему от природы, наряду с врожденными способностями видеть, слышат, наблюдать, размышлять и т.д. „Способность воображения как фундаментальная и всео ...

Использование методики торренса в изучении креативности
В данной работе, наряду с задачей изучения теоретических основ воображения и креативности на основе литературы, мы ставили перед собой цель выявить уровень креативности испытуемых. Для этого мы использовали методику Торренса, в основе кот ...

Анализ результатов индивидуально-типологического опросника Л.Н. Собчик
L Ложь = 2 балла F Аггравация = 2 балла I Экстраверсия = 4 баллов II Спонтанность = 5 баллов III Агрессивность/Стеничность = 8 баллов IV Ригидность = 4 баллов V Интроверсия = 5 баллов VI Сензитивность = 7 баллов VII Тревожность = ...