Характеристика коммуникативной культуры
преподавателя вузаСтраница 4
Изучая "мир общения", в котором развивается и формируется личность, исследователи рассматривают модель коммуникативного мира личности, ее коммуникативного потенциала. Исследуя возможности самореализации личности в структуре коммуникативного мира, В.И. Кабрин [91] рассматривает коммуникативный мир личности как сферу "творческой самореализации, самостоятельно формируемой личностью посредством системы взаимных коммуникативных отношений с определенными членами группы". Возможности расширения коммуникативного мира, качественное его изменение зависит от способностей субъекта общения. Р.А. Максимова [146] использует понятие коммуникативного потенциала личности для обозначения "определенного комплекса коммуникативных качеств, характеризующих возможности человека в плане общения и обеспечивающих равновесие во взаимоотношениях с окружающими".
В исследовании доказано, что достаточно развитый коммуникативный потенциал есть необходимая существенная характеристика человека, способствующая нормальной жизнедеятельности его как личности и эффективности его как субъекта деятельности.
К числу существенных компонентов коммуникационного потенциала личности были отнесены: коммуникативная активность, эмоциональная реактивность и уверенность в общении. Говоря о важной роли коммуникативного потенциала в социальном развитии личности, автор отмечает, что он является важной предпосылкой для успешной адаптации человека в ближайшей социальной среде. При снижении коммуникативного потенциала в целом происходит уменьшение активности человека как субъекта общения (сужение круга общения, избирательность в процессе общения, замкнутость) и повышение у него эмоциональной реактивности к социальным воздействиям, неудовлетворенность - разного рода - межличностными отношениями.
Уникальные особенности общения, как формы, в которой протекает деятельность людей, в том числе и такая специфическая, как воспитание, заставляет педагогов серьезно изучать проблемы общения. В педагогических исследованиях общения выделяются два направления. Одно из них рассматривает общение как основу педагогической культуры преподавателя, его особенности и возможности. Другое изучает возможности подготовки студентов к общению и формированию культуры общения.
Трудности в разработке этих проблем в следующем: во-первых, отсутствие специальных программ, учебников, пособий, дающих возможность ориентироваться в преподавании подобных предметов, нечеткость и расплывчатость их содержания; во-вторых, отсутствие специалистов-преподавателей, способных вести обучение.
Кроме того, наличие нескольких преподавателей в вузе, обучающих манерам и приличиям на занятиях, развивающим коммуникативные навыки студентов, на наш взгляд, проблему не решит, поскольку коммуникативная культура формируется, в первую очередь, в повседневном общении. Однако на сегодняшний день ситуация такова, что не обладающие в массе своей развитой коммуникативной культурой взрослые не развивают ее у детей, что приводит к неподготовленности большого их числа к эффективной жизни в обществе уже в детстве, отрочестве, юношеские годы.
Трудно сформировать культуру общения у студентов, если в вузе не создана атмосфера уважения к самому процессу общения, если не культивируется в вузе вежливость и галантность, в первую очередь, среди педагогов. Поэтому каждый педагог должен быть носителем эталона поведения в общении, должен осознавать себя субъектом общения и обладать высоким уровнем коммуникативной культуры.
Необходимость обучения педагога активному общению вызвана и спецификой педагогической профессии, относящейся к "коммуникативным профессиям". В работах, посвященных подготовке преподавателя, отмечается, что обучение педагогическому общению все больше осознается как необходимая задача педагогики высшей школы, как неотъемлемая часть обучения педагогическому мастерству. В исследованиях последнего времени задача ставится конкретнее: основой подготовки преподавателя должно стать обучение его общению. Поэтому специальной (предметной), методической подготовкой обязательно должна стать коммуникативная подготовка студентов педагогического вуза [67, 79, 96, 109, 117, 121, 127, 200].
Рекомендуем к прочтению:
Феномен отцовства. Личностное развитие мужчины в
родительстве
На фоне относительной изученности материнства в литературе отцу отводится второстепенная роль, идущая после матери. В частности, А.С. Спиваковская (2000), говорит о том, что если говорить о воспитательной позиции отца, то следует отметить ...
Анализ результатов Теста Люшера
А А А
+ + х х = = - -
Первый выбор: 3 5 4 1 6 2 0 7
!
А А А
+ + х х = - - -
Второй выбор: 6 5 1 4 3 2 0 7 В целом ! = 4.
С
!!!
В качестве испытуемой – девушка К., 22 года.
Выбор красного цвета в качестве ведущей тенденции в перв ...
Отечественные ученые о проблеме эмоций
Одним из первых в России тему эмоций, как необходимую составляющую изучения психической жизни человека, в конце XIX века поднял русский философ-идеалист и психолог Грот Н.Я. В качестве основной единицы анализа психической жизни он рассмат ...