Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Характеристика коммуникативной культуры преподавателя вуза
Страница 1

Материалы » Процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в современном вузе » Характеристика коммуникативной культуры преподавателя вуза

Процесс формирования коммуникативной культуры студентов предполагает анализ категории "коммуникативная культура", которая складывается из понятий "культура" и "общение".

Наиболее общее определение культуры описывает ее как "исторически развивающееся, сложное и многогранное общественное явление, способ освоения действительности, создания ценностей, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности" [90].

В зависимости от сферы деятельности, существует утвердившееся деление культуры на материальную, духовную, социальную, так как культура включает в себя не только предметные результаты деятельности людей, но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества) [274].

Культура имеет свойство накапливаться, аккумулируя исторический опыт. Современная культура базируется на культуре прошлых времен, концентрируя представление о совокупности всех прошлых культур. Поскольку деятельность человека является основой для создания культуры своей эпохи, то часть её перейдет в будущее в виде отдельных эталонов и образцов [206].

Культура функционирует на разных уровнях. С этой точки зрения можно говорить о культуре личности. Культура, как характеристика личности, выявляющая максимальную степень развития какого-то качества, свойства личности, имеет исторический характер, поскольку она опосредована культурой эпохи общественного развития, зависит от социальных эталонов и норм.

Можно говорить и об индивидуальном характере культуры личности, отражающем ее уникальность и неповторимость. При этом каждая личность самоценна, поскольку является источником сохранения, передачи и преобразования культуры.

В свою очередь, общая культура личности может рассматриваться как совокупность нескольких культур - нравственной, психологической, эстетической и др. Особое место среди компонентов общей культуры личности занимает культура общения. Б.Ф. Ломов рассматривает общение как специфическую форму взаимодействия человека с другими людьми, в ходе которого осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками. В общении конкретный индивид овладевает "фондом духовного богатства", созданным другими людьми, благодаря чему преодолевается ограниченность его индивидуального опыта; вместе с тем через общение он вносит в этот "фонд" то, что создал сам. Именно этим определяется значение общения в жизни индивида [137].

Общение является особой формой социальной культуры, т.к. охватывает все стороны взаимоотношений, формирующих систему детерминирующих социальных условий жизни людей. В научной литературе высказывается мысль, что общение "может выступать как предмет самых разных наук - от этнографии до психолингвистики, от сравнительной психологии до теории культуры. С другой стороны - каждый аспект коммуникативной деятельности может служить предметом анализа разных дисциплин" [171].

В последние годы в литературе наблюдается смешение понятий "общение", коммуникация", "коммуникативная деятельность". Они то используются как синонимы, то объясняют разные явления. Для понимания сущности и природы коммуникативной культуры необходимо выделить то, в чем же она отличается от более широкого, на наш взгляд, понятия "культура общения". М.С. Каган считает, что "коммуникация является чисто информационным процессом - передачей тех или иных сообщений", где "субъект передает некую информацию, которую получатель должен всего-навсего принять, понять, хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать". В то же время "общение никак не может быть приравнено ни к передаче сообщений, ни к даже обмену сообщениями (или информацией). Общение - это процесс выработки новой информации, общей для обменивающихся людей и рождающей их общность" [94]. Этой точки зрения придерживается и Э.В. Соколов, который полагает, что "коммуникация - важнейший аспект человеческого общения. Она состоит в обмене значимой информацией между людьми посредством языковых знаков и других культурных символов. Коммуникация предполагает целенаправленную передачу и избирательный прием информации, хотя она не всегда приводит к согласию и взаимопониманию" [218].

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем к прочтению:

Выводы
1. Трудно переоценить роль воображения на ранних ступенях развития общества и культуры. С ним связанны многие культурные и научные достижения, существееные познавательные результаты; и вполне справедливо определение его как “великого” дар ...

Выводы
Проведенный нами психолингвистический эксперимент ставил целью изучить невербальную сторону коммуникации разных национальностей Астраханской области (лезгин, татар и русских) с точки зрения таких разделов семиотики, как паралингвистика, к ...

Социально-психологический климат организации и его специфика в коллективе медицинского персонала
Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Социально-психологический климат возникает спонтанно. Он представляет собой итог систе ...