Эмпирическое исследование влияния акцентуаций характера на поведение
человека в стрессовой ситуации. Организация и методы
исследованияСтраница 6
Показатель шкалы «эмотивный тип» значимо отрицательно коррелирует с фактором Q4- (Нефрустрированность) теста 16PF (г<0,50; при р=<0,001), что свидетельствует о схожести конструктов, лежащих в основе этих шкал. Кроме того, содержательный анализ данных шкал также подтвердил схожесть конструктов, положенных в их основу: способность смириться со своими и чужими поступками и несовершенством, а также принятие факта фрустрации, как нормальной части жизни.
Показатель шкалы «Педантичный тип» значимо коррелирует (г=0,48; р=<0,001) с показателем шкалы Q3+ опросника Кэттелла, измеряющим самоконтроль поведения и эмоций, способность действовать согласно плану, целенаправленность, способность доводить дело до конца. На содержательном уровне конструкты, лежащие в основе данных шкал, также оказались сопоставимы. Высокий самоконтроль поведения включает четкое понимание своих целей, умение планомерно и упорядоченно действовать, то есть, другими словами, предполагает навыки структурирования, к которым относятся навыки планирования, расстановки приоритетов, выполнение действий в соответствии с планами, организация и управление своими ресурсами, как во времени, так и по силе. Содержательный анализ и значимые корреляционные связи между показателями этих шкал подтвердили схожесть конструктов, лежащих в их основе.
Были получены значимые корреляционные связи показателей шкал «Педантичный тип» и «Дистимический тип» с показателем шкалы «Ио» УСК (общая интернальность): г=0,33; 1=0,33; при р=<0,001, соответственно. Как известно, ощущение возможности контроля над происходящими событиями является важным фактором при совладании со стрессом. Интернальность характеризует субъективное ощущение контроля над любыми значимыми событиями и ситуациями, происходящими в жизни человека. Таким образом, содержательный анализ данных шкал, а также значимые корреляционные связи между ними, служат подтверждением схожести измеряемых этими шкалами конструктов.
Кроме того, мы обнаружили, что показатели шкал «Педантичный тип» и «Дистимический тип» имеюг более значимые и устойчивые корреляционные связи с показателями шкал общей интернальности «Ио»; г=0,33( при р=<0,001 и интернальности в отношении здоровья от болезни
«Ио»: г=0,05, при р=<0,05, чем с показателем шкалы экстраверсии «F2+»: r=Q,3G; г=0,18> при р=<0,01. Нами не было найдено исследований, посвященных этой теме, но, в свою очередь, мы полагаем, что этот факт свидетельствует о лучшей способности интерналов осознавать свой стресс и возрастающее напряжение и использовать определенные формы деятельности, направленные на редуцирование уровня стресса. Одной из таких форм деятельности может быть любой вид физической активности: занятия спортом, использование техник релаксации и т.п.
Мы обнаружили также значимую корреляцию показателей шкалы «высокая степень сопротивляемости стрессу» с показателями шкалы «Гипертимический тип» (г=0,51; г=0,27; при p=<0,001, соответственно), с показателями шкалы «Дистимический тип» г=0,30; г=0,23; при р~<0,001 и с показателями шкалы «Педантичный тип» (г=0,18; при р=<0,05).
Рекомендуем к прочтению:
Особенности влияния личностной зрелости родителей
на воспитание ребенка и ребенка на личностное развитие и зрелость родителей
Согласно общепринятым представлениям, зрелость - это период онтогенеза, условно определяющийся возрастными границами от 23-25 до 55-60 лет (Хухлаева О. В) и характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллект ...
Характеристика отношения педагога к учащимся
Раскрывая сущность понятия "отношение" в психологии, В.Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формировани ...
Социализация как постоянный рост
Сторонники адаптивистского подхода обычно считают, что взрослым приходится преодолевать один за другим ряд отдельных кризисов. Разрешение одного кризиса не всегда помогает выдержать следующий. В отличие от этих теорий развивающий подход п ...

