Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Теоретическое обоснование проблемы коммуникативной сферы у дошкольников с нарушением зрения. Характеристика коммуникативной сферы
Страница 4

Материалы » Проблемы коммуникативной сферы у дошкольников с нарушениями зрения » Теоретическое обоснование проблемы коммуникативной сферы у дошкольников с нарушением зрения. Характеристика коммуникативной сферы

Согласно теории обмена Дж. Хомана, люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты.

С позиции теории символического интеракционизма Дж. Мида, Г. Блумера, поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают.

Теория управления впечатлениями Э. Гофмана утверждает, что ситуации социального взаимодействия напоминают драматические спектакли, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления.

В рамках психоанализа З. Фрейда, Межличностное взаимодействие определяется представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в этот период жизни.

Общение как познание людьми друг друга (перцептивная сторона общения). Рассмотрим на примере, как в общем виде разворачивается процесс восприятия одним человеком другого. В наблюдаемом нам доступны для восприятия лишь внешние признаки, среди которых наиболее информативными являются внешний облик и поведение. Воспринимая эти качества, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения, о внутренних психологических свойствах партнера по общению. Перечисленные феномены принято относить к социальной перцепции.

Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков.

Выделяют четыре основные функции социальной перцепции:

Познание себя;

Познание партнера по общению;

Организация совместной деятельности на основе взаимоотношения;

Установление эмоциональных отношений.

Перцептивная сторона общения включает процесс межличностного восприятия одним человеком другого.

Сознание себя через другого имеет две стороны:

I Идентификация - уподобление себя другому;

II Рефлексия - осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению.

Таблица 1

Механизмы межличностной перцепции

↓ ↓ ↓

Познание и понимание Познание Прогнозирование

людьми друг друга самого себя поведения партнера

↓ ↓ ↓ по общению

Идентификация Эмпатия Рефлексия ↓

↓ ↓ Каузальная

Атрибуция Аттракция

В ходе определения сущностной характеристики коммуникативной сферы мы пришли к следующим выводам:

1). Общение - процесс обмена информацией между людьми с помощью знаковых систем. Принято выделять прямое и косвенное; непосредственное и опосредованное; вербальное и невербальное; межличностное и массовое виды общения.

2). Общение выполняет прагматическую, формирующую, функцию подтверждения, функцию организации и поддержания межличностных отношений.

Страницы: 1 2 3 4 

Рекомендуем к прочтению:

Основные факторы развития личности
Какие же причины влияют на развитие личности, приводят к ее упадку и какие причины содействуют ее развитию? На развитие личности определенное влияние оказывает окружающая ее природа (среда обитания). Здесь можно привести не подлежащий сом ...

Психологические аспекты принятия управленческих решений
Принятие решений справедливо признается центральным звеном многогранной деятельности руководителя. Функция «принятия решений» задана его социальным статусом, предписывающим использовать объективные возможности и субъективные качества, как ...

Цели и задачи профилактики конфликтов в органах внутренних дел
В процессе выполнения своих функциональных задач органы внутренних дел вступают в управленческие и организационные отношения (как внутрисистемные, так и внешние) с различными элементами государственных структур. Эти отношения могут быть в ...