Теоретическое обоснование проблемы коммуникативной
сферы у дошкольников с нарушением зрения. Характеристика коммуникативной сферыСтраница 4
Согласно теории обмена Дж. Хомана, люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты.
С позиции теории символического интеракционизма Дж. Мида, Г. Блумера, поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают.
Теория управления впечатлениями Э. Гофмана утверждает, что ситуации социального взаимодействия напоминают драматические спектакли, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления.
В рамках психоанализа З. Фрейда, Межличностное взаимодействие определяется представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в этот период жизни.
Общение как познание людьми друг друга (перцептивная сторона общения). Рассмотрим на примере, как в общем виде разворачивается процесс восприятия одним человеком другого. В наблюдаемом нам доступны для восприятия лишь внешние признаки, среди которых наиболее информативными являются внешний облик и поведение. Воспринимая эти качества, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения, о внутренних психологических свойствах партнера по общению. Перечисленные феномены принято относить к социальной перцепции.
Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков.
Выделяют четыре основные функции социальной перцепции:
Познание себя;
Познание партнера по общению;
Организация совместной деятельности на основе взаимоотношения;
Установление эмоциональных отношений.
Перцептивная сторона общения включает процесс межличностного восприятия одним человеком другого.
Сознание себя через другого имеет две стороны:
I Идентификация - уподобление себя другому;
II Рефлексия - осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению.
Таблица 1
Механизмы межличностной перцепции
↓ ↓ ↓
Познание и понимание Познание Прогнозирование
людьми друг друга самого себя поведения партнера
↓ ↓ ↓ по общению
Идентификация Эмпатия Рефлексия ↓
↓ ↓ Каузальная
Атрибуция Аттракция
В ходе определения сущностной характеристики коммуникативной сферы мы пришли к следующим выводам:
1). Общение - процесс обмена информацией между людьми с помощью знаковых систем. Принято выделять прямое и косвенное; непосредственное и опосредованное; вербальное и невербальное; межличностное и массовое виды общения.
2). Общение выполняет прагматическую, формирующую, функцию подтверждения, функцию организации и поддержания межличностных отношений.
Рекомендуем к прочтению:
Ориентируемся на международный опыт
Одна из примет нашего времени — удивительный прогресс в разработке и практическом применении новых методов обучения детей с отставанием умственного развития. Прежде всего, это «ранняя педагогическая помощь» этим детям от рождения до 4-5 л ...
Рекомендации по профилактике и коррекции школьных неврозов
Практически все неврозы у школьников сопровождаются нежеланием посещать школу. Это же касается и всех других психических расстройств у школьников. Ясно, что всякие психические отклонения приводят к выраженной в той или иной степени социал ...
Речь. Понятие сознания
Сознание — специфически человеческая форма идеального отражения и духовного освоения действительности, она включает в себя и осознание человеком своей психической деятельности.
В нейрологии сознание ассоциируют с состоянием бодрствовани ...