Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Теоретическое обоснование проблемы коммуникативной сферы у дошкольников с нарушением зрения. Характеристика коммуникативной сферы
Страница 1

Материалы » Проблемы коммуникативной сферы у дошкольников с нарушениями зрения » Теоретическое обоснование проблемы коммуникативной сферы у дошкольников с нарушением зрения. Характеристика коммуникативной сферы

Общение - многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности [6].

В отечественной психологии и педагогике общение выступает как "особый вид деятельности" (по мнению А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева).

В.Н. Мясищев понимает общение как процесс отражения взаимодействующих людей.

По мнению Б.Ф. Ломова, общение - это одна из сторон социального бытия человека, его образа жизни наравне с деятельностью [22].

Л.П. Буева рассматривает общение как относительно самостоятельную наряду с деятельностью, но не равноценную ей сторону индивидуального или общественного процесса жизни [17].

Исходя из дефиниции, М.И. Лисиной, процесс общения можно рассматривать как взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью накапливания отношений и достижения общего результата [16].

По своим различиям и видам общение чрезвычайно разнообразно. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном, вербальном и невербальном.

Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения.

Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отделяющих во времени полученные обратной связи между участниками общения.

Различают также межличностное и массовое общение.

Межличностное - связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

Массовое общение - это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

В общей психологии принято выделять: межперсональное и ролевое общение.

В межперсональном общении участниками являются конкретные личности, обладающие уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются другому по ходу общения и организации совместных действий.

В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные действия диктуются исполняемой ролью.

По своему значению общение многофункционально. В процессе общения реализуется пять основных функций:

Прагматическая функция общения. Проявляется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

Формирующая функция общения. Осуществляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. В ходе развития внешние, опосредованные общением формы взаимодействия ребенка и взрослого трансформируются во внутренние психические функции и процессы, а также в самостоятельную внешнюю активность ребенка. Ребенок зачастую активно и критично перерабатывает предлагаемый ему чужой опыт, используя его для построения непротиворечивой картины мира. Ребенок и принимает, и воспроизводит, реализует опыт других людей.

Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях.

Уильям Джеймс отмечал, что для человека " не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным" [8].

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Рефлекторная теория психики
Понятие рефлекса (по латыни — отражение) в науку ввел французский ученый Рене Декарт. Но его взгляды, на тот момент, были еще наивны и противоречивы, В начале прошлого века физиология достаточно изучила спинномозговые рефлексы. Заслуга со ...

Психолого-педагогический анализ формирования личности и развития детско-родительских отношений. Психологическая характеристика личности дошкольника
Согласно работам российского учёного Л.С. Выготского родившийся ребенок не является личностью, но у него имеются задатки к тому, чтобы стать личностью. Личностью не рождаются, а становятся в процессе жизни. Это происходит по мере того, ка ...

Эмпирическое исследование самоотношения разведенных женщин, возникающих у них проблем вступления в повторный брак и стратегий совладающего поведения. Программа исследования
Цель исследования: изучение отношения к себе разведенных женщин в контексте проблемы вступления в повторный брак. Достижение поставленной цели предполагало решение следующих задач: 1. определение самоотношения разведенных женщин; 2. из ...