Теоретическое обоснование проблемы коммуникативной
сферы у дошкольников с нарушением зрения. Характеристика коммуникативной сферыСтраница 2
Функция организации и поддержания межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений для любого человека неизменно связано с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений - либо позитивных, либо негативных по своему знаку. Эмоционально межличностные отношения - не единственный вид социальной связи, доступный современному человеку, однако они пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, часто накладывают свой отпечаток и на деловые, и даже на ролевые отношения.
Внутриличностная функция общения. Реализуется в общении человека с самим собой. Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.
Рассмотренные функции показывают значение общения для ребенка, взрослого человека, кроме того, через данные функции вскрываются компенсаторные механизмы изучаемого процесса для детей с нарушениями или выпадениями сенсорной сферы.
На наш взгляд целесообразно указать на уровневую организацию процесса общения.
Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами.
Особенно влиятельными оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу.
Самый примитивный уровень общения - фатический. Он предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться.
Такое общение носит характер автоматизма и ограниченности. Его примитивность заключается в том, что реплики просты, за ними нет глубокого смысла, содержания.
Фатическое общение необходимо в стандартизированных ситуациях. Если оно не адекватно ситуации, то человек может столкнуться с негативными социальными санкциями.
Особенность данного уровня общения заключается в том, что субъект не получает никакой новой информации.
Следующий уровень общения - информационный. На этом уровне происходит обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником каких - либо видов активности человека.
Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер.
Информационный уровень не связан только с содержанием разговора. Это может быть информация паралингвистического, контекстного плана.
В любом случае данный уровень способствует активному включению человека в процесс коммуникации.
Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира.
Данный уровень взаимодействия возникает в особых ситуациях, когда у человека появляется вдохновение, озарение, чувство любви, ощущение единения с миром, ощущения счастья.
Личностный уровень общения во многом определяется тождественностью ценностных ориентаций взаимодействующих субъектов и возможностями общающихся постигать сущность явлений окружающего мира посредствам озарения в процессе взаимодействия.
В настоящее время существуют несколько подходов к структурированию общения.
Одним из часто употребляемых является подход, при котором выделяют три взаимосвязанных стороны общения - коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Коммуникативная сторона общения предполагает общение как информацией, т.е. обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п.
Рекомендуем к прочтению:
Коррекционная программа, направленная на развитие наглядно-образного мышления
детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на современном этапе является одной из важнейших теоретических и практических проблем.
Большое внимание должно уделяться развитию у детей всех психических п ...
Тренинг как средство развития
мотивации достижения
Важнейшим принципом отечественной педагогики и психологии является принцип единства диагностики и коррекции [1, c. 5], [25, c. 12], [22, c.123]. Он означает, что диагностика и коррекция обретают свое наиболее полное значение в том случае, ...
Вывод
Психологические конфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера и в перестройке личности, а их решение представляет собой острую форму развития - происходит смена структуры личности подростка и формирование новых от ...