Описание психодиагностического инструментарияСтраница 1
1 . Наблюдение
Цель: изучить особенности развития мышления у дошкольников без использования методик, стимульного материала методом наблюдения в обычной среде в процессе обучения воспитателями группы или произвольной игровой деятельности
Возрастная валидность : 6-7 лет
Материал : нет
Инструкция : нет
Вывод:
У ребенка и до овладения им системой знания имеются в некоторой мере обобщения, анализ, синтез. Но все они теперь перестраиваются. Общее перестает быть только собирательной совокупностью частных, отдельных предметов, превращаясь в совокупность однородных, существенно между собой связанных свойств. Особенное и общее выделяются из единичного, частное подчиняется общему. Существенное значение в мышлении ребенка приобретают родовые и видовые понятия . Но при этом сохраняется еще ограниченность мышления по преимуществу внешними чувственными свойствами или признаками. Более или менее существенные связи познаются пока в основном лишь постольку, поскольку они даны во внешнем чувственном содержании опыта. Мышлению ребенка на этой ступени уже доступно научное знание, поскольку оно заключается в познании конкретных фактов, их классификации, систематизации и эмпирическом объяснении. Теоретическое объяснение, отвлеченные теории в абстрактных понятиях и такие же абстрактные закономерности на этой ступени развития мышления еще мало доступны. В единстве представления и понятия господствующим является еще представление. Все мышление ребенка - доступные ему понятия, суждения, умозаключения - получает на этой ступени развития новое строение. Старший дошкольный возраст характеризуется обычно сугубым реализмом установок, господством интереса к конкретным фактам объективной действительности (проявляющегося ,например ,в коллекционировании). Конкретные факты стоят в центре интеллектуальных интересов ребенка. Это сказывается на содержании и структуре его суждений. В них значительное место занимают, говоря языком диалектической логики, "суждения наличного бытия" и "суждения рефлексии . Сами доказательства, к которым прибегает ребенок, сводятся сплошь и рядом к ссылке . Ссылка на пример и аналогия являются типичными приемами, "методами" доказательства дошкольника. Очень распространенное представление о том, что мышление ребенка характеризуется в первую очередь неспособностью раскрывать связи и давать объяснения, явно несостоятельно; наблюдения опровергают его. Для ребенка, скорее, характерна легкость, с которой он устанавливает связи и принимает любые совпадения как объяснения. Первая попавшаяся связь, часто случайная и субъективная, без всякой проверки принимается за универсальную закономерность; первая представившаяся мысль без всякой критики и взвешивания - за достоверное объяснение. Мысль ребенка работает сначала короткими замыканиями. Лишь по мере того как ребенок, расчленяя мыслимое от действительного, начинает рассматривать свою мысль как гипотезу, т. е. положение, которое нуждается еще в проверке, суждение превращается в рассуждение и включается в процесс обоснования и умозаключения. Следовательно , ребенок-дошкольник отнюдь не всегда спешит перестроить свои практические действия на "научной основе", даже если такую основу ему удалось получить. Знание - знанием, а вернее все-таки полагаться на то, что кажется моему зрению (слуху, вкусу, осязанию). Это свойство детского практического мышления - склонность опираться не на знание об истинных отношениях вещей Итак, анимизм, глобальность, феноменальность . С точки зрения взрослого, это всего лишь "промежуточные этапы", иллюзии, недостатки. Со временем они будут преодолены. Но у ребенка свой мир. А в этом мире и анимизм, и глобальность, и феноменальность не только недостатки, но и достоинства. Способность "соединить несоединимое", умение выделять в объектах самые яркие свойства, доверие к своему личному опыту - это и многое другое дают малышу-дошкольнику "недостатки" его мышления.
2. Беседа :«Диагностика мотивационной готовности ребенка к школьному обучению» ( вопросы в Приложении № 1)
Материал: тест вопросов (9) ,протоколы индивидуальные – 2 шт.,
Общий протокол, ручки, бумага
Инструкция: Психолог рассказывает маленькие истории ,которые могли бы произойти с вами , а вы будете отвечать «да « или « нет» и объяснять почему вы так ответили ( да- 2 б. , нет-1б.)
Таблица ответов:
12 |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
11 |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х | ||
10 |
Х |
Х |
Х | ||||||
9 | |||||||||
8 | |||||||||
7 | |||||||||
6 | |||||||||
5 | |||||||||
4 | |||||||||
3 | |||||||||
2 | |||||||||
1 | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Рекомендуем к прочтению:
Вступление
Психология имеет давнюю историю, а именно предисторию, но как самостоятельная научная дисциплина является достаточно молодой. Ее возраст насчитывает всего лишь около ста лет. За этот достаточно короткий, как для самостоятельной науки, ист ...
Классификация коммуникационных барьеров
Преграды существуют как на уровне межличностных, так и на уровне организационных коммуникаций.
Межличностные барьеры.
К ним относят:
Барьеры
восприятия
;
Семантические барьеры
;
Невербальные преграды;
Плохая
обратн
ая
связ
ь
; ...
Разработка рекомендаций по коммуникативной сфере
детей с нарушением зрения
Чрезмерное напряжение зрения способствует развитию близорукости, а нередко и косоглазия. Глаза напрягаются при недостаточном освещении, а также при сильной аккомодации. Чрезмерные зрительные нагрузки в неблагоприятных условиях, особенно п ...