Стратегии совладающего поведенияСтраница 1
Отношения человека с миром представляют собой активную форму взаимодействия с окружающей действительностью. Это взаимодействие направленно, прежде всего, на преодоление различных трудностей, возникающих на жизненном пути, для удовлетворения потребностей человека (Шакуров, 2001).
По мнению Л.И. Анциферовой, психологи, приступившие во второй половине ХХ века к изучению жизненного пути человека, обнаружили, что на каждом этапе есть свои трудные проблемы и тяжелые события, с которыми субъекты самостоятельно справляются. Так в психологии возникла проблема «совладания» с трудными ситуациями, и которая изучается сейчас во многих странах (Анциферова, 1994).
Само словосочетание «совладающее поведение» является аналогом английского «coping behavior», которое, в свою очередь, происходит от слова «cope», что в переводе на русский язык дословно означает - «преодолевать, справляться». Именно поэтому «coping behavior» некоторыми отечественными психологами понимается еще и как «психологическое преодоление».
Совладающее поведение понимается как способ взаимодействия с трудной ситуацией, определяемой, с одной стороны, ее значимостью для человека, с другой, его собственными психологическими возможностями. Понятие психологического преодоления охватывает широкий спектр человеческой активности – от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций. В широком смысле слова копинг включает все способы взаимодействия человека с проблемной ситуацией
Психологическое предназначение совладающего поведения заключается в том, чтобы как можно более эффективно адаптировать человека к требованиям ситуации, и не важно при этом каким способом: овладеть, ослабить или смягчить эти требования, избежать или привыкнуть к ним и таким образом уменьшить стрессовое действие ситуации. Поэтому главная задача копинга, состоит в том, чтобы обеспечить и поддержать благополучие человека, его физическое и психическое здоровье и удовлетворенность социальными отношениями (Нартова-Бочавер, 1997).
В настоящее время существует три подхода к пониманию понятия совладающего поведения:
Первый подход развивается в рамках неопсихоанализа, где процессы совладающего поведения понимаются как Эго-процессы, то есть как способы психологической защиты, используемые для ослабления напряжения. Особенностью данного подхода является отождествление психологического преодоления с его результатом.
Второй подход выходит из психологии личности и рассматривает совладание как качество индивидуальности, предполагая тем самым, что у человека имеются относительно постоянные способы преодоления стрессовых событий.
Третий подход разрабатывается в рамках когнитивной теории стресса и копинга и является на сегодняшний момент самым популярным в изучении поведения личности. Здесь совладание понимается как динамический процесс, специфика которого определяется с одной стороны в влиянием особенностей ситуации, воспринимаемой индивидом как трудная, а с другой – личностными особенностями субъекта восприятия. Таким образом, данной точке зрения присуща комплексная трактовка совладания: взаимодействие человека с ситуацией понимается как на когнитивном, так и на эмоциональном уровне, а также на уровне действий (Аванесян, 2003; Нартова-Бочавер, 1997).
Рассмотрим теперь возможные формы совладающего поведения.
Общепризнанной классификации способов психологического преодоления не существует. Однако большинство из них основано на двух предложенных Р. Лазарусом и С. Фолкманом формах:
1) активной, состоящей в решении проблемы, то есть человек в данном случаи прикладывает определенные усилия, с целью устранить или изменить влияние стрессовой ситуации; и
2) пассивной, направленной на изменение собственного эмоционального отношения, установок в отношении ситуации (Аванесян, 2003).
Многие исследователи выделяют разнообразные классификации способов и стратегий совладающего поведения.
Рекомендуем к прочтению:
Основные методы диагностики мотивации и краткая характеристика наиболее
часто применяемых методик[1]
В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Теоретическая определенность и однозначность взглядов на явления мотивации еще ...
НЛП (Нейро-лингвистическое программирование)
Нейро-лингвистическое программирование – направление психологии, оформившееся в 70-х годах XX века в Соединенных Штатах Америки. Основателями НЛП являются две харизматические личности - лингвист Д. Гриндер и психолог Р. Бэндлер [14]. НЛП ...
Тренинг как средство развития
мотивации достижения
Важнейшим принципом отечественной педагогики и психологии является принцип единства диагностики и коррекции [1, c. 5], [25, c. 12], [22, c.123]. Он означает, что диагностика и коррекция обретают свое наиболее полное значение в том случае, ...