Эмпирическое исследование отношения педагога к младшим школьникам с разным
социометрическим статусом. Методы исследования
социометрического статуса младших школьников и отношения педагога к учащимсяСтраница 2
Процедура применения методики следующая:
1) Члены группы получают инструкцию, в которую заложен социометрический критерий - основание для проявления взаимных эмоциональных отношений. Таким критерием может явиться любой повод, в частности - некоторая предполагаемая совместная деятельность членов данной группы.
2) Исходя из заданного критерия, членам группы предлагается высказаться друг о друге, осуществить взаимные выборы или отклонения, предпочесть или отвергнуть друг друга. Делается это на основе серии специальных вопросов, отвечая на которые члены группы в письменной форме выражают свои предпочтения друг другу.
3) Полученные от членов группы письменные ответы переносятся в специальную таблицу, которая называется "социометрическая матрица". Просматривая нижнюю строку матрицы, можно определить, кто из членов группы получил больше всего выборов. Этого ребенка, вероятно, и следует считать лидером в данной группе.
Следующий этап работы – определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступает социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений.
Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:
1 – "звезды": 5 и более выборов,
2 – "предпочитаемые" - 3-4 выбора,
3 – "принятые" - 1-2 выбора,
4 – "не принятые" - 0 выборов.
1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.
Методика "Автопортрет" Р. Бернс
Цель методики: диагностика личности учителя, взаимоотношения с учащимися.
Оснащение: карандаш, альбомный лист бумаги.
Порядок работы: испытуемому предлагается за 10 минут нарисовать автопортрет. (см. Приложение 1)
Рекомендуем к прочтению:
Вступление
Психология имеет давнюю историю, а именно предисторию, но как самостоятельная научная дисциплина является достаточно молодой. Ее возраст насчитывает всего лишь около ста лет. За этот достаточно короткий, как для самостоятельной науки, ист ...
Психодиагностические
методы исследования управления социально-сихологическим климатом
В настоящее время созданы и практически используются методы психодиагностики, которые охватывают все известные науке психологические процессы, свойства и состояния человека.
Для того чтобы психолого-педагогический эксперимент был достато ...
Релаксация
Автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз (согласно теории Г. Селье) : - импульс - стресс - адаптация.
Иными словами, если наступает стресс, то вскоре стрессовое состояние идет на убыль - человек так или иначе у ...