Эмпирическое исследование отношения педагога к младшим школьникам с разным
социометрическим статусом. Методы исследования
социометрического статуса младших школьников и отношения педагога к учащимсяСтраница 2
Процедура применения методики следующая:
1) Члены группы получают инструкцию, в которую заложен социометрический критерий - основание для проявления взаимных эмоциональных отношений. Таким критерием может явиться любой повод, в частности - некоторая предполагаемая совместная деятельность членов данной группы.
2) Исходя из заданного критерия, членам группы предлагается высказаться друг о друге, осуществить взаимные выборы или отклонения, предпочесть или отвергнуть друг друга. Делается это на основе серии специальных вопросов, отвечая на которые члены группы в письменной форме выражают свои предпочтения друг другу.
3) Полученные от членов группы письменные ответы переносятся в специальную таблицу, которая называется "социометрическая матрица". Просматривая нижнюю строку матрицы, можно определить, кто из членов группы получил больше всего выборов. Этого ребенка, вероятно, и следует считать лидером в данной группе.
Следующий этап работы – определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступает социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений.
Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:
1 – "звезды": 5 и более выборов,
2 – "предпочитаемые" - 3-4 выбора,
3 – "принятые" - 1-2 выбора,
4 – "не принятые" - 0 выборов.
1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.
Методика "Автопортрет" Р. Бернс
Цель методики: диагностика личности учителя, взаимоотношения с учащимися.
Оснащение: карандаш, альбомный лист бумаги.
Порядок работы: испытуемому предлагается за 10 минут нарисовать автопортрет. (см. Приложение 1)
Рекомендуем к прочтению:
Эмоциональное неблагополучие у детей дошкольного возраста. Общая характеристика эмоций и
чувств
В данном параграфе поставлена цель раскрыть такие понятия, как чувства, эмоции. Какой путь прошла эмоциональная сфера, как люди отличаются друг от друга эмоциональным развитием. Как выражаются эмоции, и в каких ситуациях это происходит.
...
Общее понятие о психике
Психика — функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.
Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, ...
Организация практической деятельности по преодолению эмоционального
неблагополучия у детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях
Цель: коррекция выявленных эмоциональных неблагополучий с помощью создания положительного эмоционального климата в группе при обеспечении позитивных отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, а также составления программы по работе с ...