Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Заключение
Страница 1

Исследование духовно-нравственных аспектов мироощущения и социального самоопределения современной учащейся молодежи показали усложнение проблемы будущего в развитии человека как личности. Сейчас у большинства подростков образ будущего не сформирован, а представления о возможной благополучной и зажиточной жизни достаточно поверхностны и размыты. В работах отечественных психологов подчеркивается значительная роль первичных молодежных групп и основных коллективов в формировании у индивида образа мира и своего места в нем; установлено, что обстоятельства места жизни молодежи во многом зависят от развития страны в целом, поэтому очень важно определить роль общественных факторов в формировании мироощущения и самоопределения подрастающего поколения, особенно в условиях коренных изменений в России как в области внутреннего, так и внешнего положения [58]. В связи с тем, что мироощущение и социальное самоопределение взаимосвязаны как две стороны сознания, представляется целесообразным выявлять условия их формирования для обеспечения успешности социализации личности.

В рамках проведенного социально-психологического исследования мироощущения и социального самоопределения современных подростков из различных социальных сред было выявлено, что помимо таких факторов, как нравственная зрелость личности и уровень развития учебной группы, на изучаемые феномены оказывает существенное влияние социальная и образовательная среды. Установлено, что в традиционной среде и в условиях социально-психологической депривации по-разному формируются духовно-нравственные детерминанты мироощущения и социального самоопределения.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме и результаты проведенного социально-психологического исследования, можно сделать следующие выводы:

1. представления о феномене «свобода» в структуре мироощущений подростков из традиционной социальной среды характеризуется личностной пристрастностью, значительным многообразием и достаточно выраженной рефлексией; у подростков из обедненной социальной среды – приземленностью, практической направленностью и достаточно выраженной рефлексией;

2. различные социальные среды влияют на социальные установки к пониманию мироощущения, социального самоопределения, свободы: с одной стороны – на ответственность за свои действия, а с другой – на эгоизм и индивидуализм;

3. удовлетворенность жизнью подростков также обеспечивается мобильностью социальной среды и оценивается в основном как хорошая и средняя, причем у подростков из интерната возрастает удельный вес зоны хорошего самочувствия над всеми прочими, в то время как у их сверстников их средней школы наблюдается более классический вариант нормального распределения признака;

4. духовно-нравственные и потребительские аспекты представлений о свободе детерминируются уровнем субъектности групп и индивидов в обычных и обедненных социальных средах;

5. структура представлений об идеалах и кумирах во многом отражает направления современных СМИ, тем не менее, есть некоторое оздоровление духовно-нравственных оснований для определения идеалов;

6. на смену преобладания духовных ценностей, определявших активную жизненную позицию учащихся советского периода, приходит прагматичная ориентация – стремление к материально-обеспеченной жизни у современной молодежи, подчас не считаясь с нравственными устоями. Коллективизм уступает место индивидуализму;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем к прочтению:

Вывод
Таким образом анализ теоретических и практических источников по проблеме показал, что взаимоотношение родителей с ребенком напрямую отражается на его психосоматическом состоянии. Практически все учащиеся желают иметь более тесные взаимоот ...

Результаты вторичного тестирования экспериментальной группы после проведения тренинга по психопрофилактике табакокурения.
Данный тренинг психопрофилактики был проведён в течение 1,5 месяцев на базе “Центра социальной поддержки детей и подростков” г. Одинцово Московской области, в феврале – апреле 2007 года. После проведения тренинга экспериментальная группа ...

Физиологические основы воображения
Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные ...