Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Феноменологические признаки и структурные особенности одаренных детей
Страница 5

Материалы » Интеллектуальные способности одаренных детей в связи со школьной успеваемостью » Феноменологические признаки и структурные особенности одаренных детей

1. доминирующая роль познавательной мотивации, которая выражается в форме исследовательской, поисковой активности;

2. исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем;

3. возможность достижения оригинальных решений; оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемых решений;

4. возможность прогнозировать и предвосхищать, что обеспечивает возможность более быстрого достижения решений;

5. способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки. Способность к оценке обеспечивает возможности самодостаточности, самоконтроля, уверенности одаренного ребенка в самом себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность, неконформность. [37]

К синтетическому подходу в отечественной психологии могут быть отнесены работы Д.Б. Богоявленской, для которой основным показателем творческости является интеллектуальная активность, сочетающая в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творческости является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных заданий. [69]

М. А. Холодная выделяет следующие психологические компоненты одаренности:

1. познавательная потребность,

2. интеллект,

3. креативность,

4. мотивационные и личностные качества. [9]

К. А. Хеллер, К. Перлет, В. Сиервальд под одаренностью понимают «взаимодействие в определенный фиксированный момент внутренних (личностных) характеристик и внешних факторов (факторов социального окружения), приводящее к возникновению потенциала развития в направлении выдающихся достижений». [9]

Данные авторы придерживаются многофакторной модели одаренности, включающей «индивидуальный, когнитивный, мотивационный и социальный потенциал, позволяющий достигать высоких результатов в одной или более из следующих областей: интеллект, творчество, социальная компетентность, художественные возможности, психомоторные возможности». [56]

Р. М. Милграм выделила структурную модель одаренности 4 х 4. Данная модель представляет собой попытку операционализировать концепцию одаренности. По Р. М. Милграм, одаренность является результатом комплексного взаимодействия когнитивных, личностно-социальных и социокультурных влияний. Согласно этой модели одаренность описывается в терминах категорий, уровней и сред. Две из четырех категорий раскрывают интеллект (общая и специфическая интеллектуальная способность) и две – оригинальность мышления (общее оригинальное/творческое мышление и специфический творческий талант). Из четырех упорядоченных уровней способностей один характеризует глубокую одаренность, другой – умеренную одаренность, третий – среднюю одаренность, четвертый – отсутствие одаренности. Выделяют три обучающие среды: дом, школа и община, взятые с учетом индивидуальных особенностей. [39]

Рассмотрим четыре категории.

Первая категория – общая интеллектуальная способность, или общий интеллект, - относится к способности думать абстрактно и решать проблемы логически и систематически.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем к прочтению:

Эстетические чувства
Человек создал поистине могучие средства познания природы и самого себя – искусство и науку, вобравшие в себя все формы человеческого познания. Искусство, наука и техника не могут не влиять на мировосприятие людей и на их психологию. Пере ...

Организация и ход исследования.
Поскольку в нашем исследовании используется метод экспертных оценок, важно перечислить некоторые требования предъявляемые к этому методу. Необходимым условием являются однозначно сформулированные цели, предмет и область применения метода. ...

Кинесика
Кинесика – в широком смысле слова – это наука о языке тела и его частей. В более узком понимании, кинесика – учение о жестах, прежде всего о жестах рук, мимические жесты, жесты головы и ног, позы и знаковые телодвижения. При таком понима ...