Феноменологические признаки и структурные особенности одаренных детейСтраница 4
2. Низкая продолжительность сна.
3. Моторное развитие отстает от интеллектуального.
4. Астигматизм. Сложно менять фокусное расстояние. [41]
Наряду с особенностями одаренных детей Г. Мелхорн, Х.-Г. Мелхорн выделяют признаки, которые могут служить приметой выдающихся способностей, но отнюдь не гарантируют это. К ним относятся:
1. интерес к умственной деятельности;
2. компетентность, не свойственная возрасту;
3. поиск причин, объяснений, доводов;
4. пытливость ума, стремление открывать и исследовать новое;
5. разносторонние интересы и потребность в разнообразной информации;
6. обширные знания;
7. хорошая память;
8. богатая фантазия, воображение;
9. пристрастие к играм, требующим сконцентированного внимания и имеющим сложные правила;
10. хорошее владение языком, обширный словарный запас;
11. чувство юмора, повышенный интерес к юмористическим рисункам, пристрастие к шуточным и остроумным рисункам;
12. повышенное чувство ответственности. [41]
Наряду с тем, что одаренные дети имеют ряд преимуществ перед своими сверстниками, им приходиться сталкиваться и со специфическими трудностями. Так, Уитмор выделяет следующие причины уязвимости одаренных детей:
1. Перфекционизм - стремление к совершенству, которое у одаренных детей проявляется очень рано. Для таких детей характерна внутренняя потребность совершенства.
2. Ощущение неудовлетворенности. Критически относятся к собственным достижениям.
3. Нереалистические цели. Часто ставят перед собой завышенные цели, не имея возможности достичь их, они начинают переживать.
4. Сверхчувствительность. Склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Часто воспринимают слова или невербальные сигналы как неприятия себя окружающими.
5. Потребность во внимании взрослых в силу природной, повышенной любознательности и стремления к познанию.
6. Нетерпимость. Склонны выражать нетерпение к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. [41]
Фактически в исследованиях этого направления творческая одаренность описывается через перечисление определенных личностных качеств. Это в определенной мере соответствует задаче диагностики и отбора, но ничего не говорят ни о природе творческой одаренности, ни о путях ее развития.
В современных исследованиях творческой одаренности предпринимается попытка преодолеть ограниченность указанных подходов: эти исследования характеризуются тем, что творческая одаренность признается многомерным явлением, включающим как интеллектуальные, так и неинтеллектуальные (личностные, социальные) факторы. Среди исследований этого направления можно указать работы Дж. Рензули, С. Каплан, Д. Сиск, К. Хеллер и др. Дж. Рензули считает, что одаренность является результатом взаимодействия трех факторов: способности выше среднего, или таланта; приобщенность к задаче; креативность. [69]
Подход к одаренности как к интегральному явлению был осуществлен А. М. Матюшкиным. А.М. Матюшкин считает, что одаренность является психологической предпосылкой творческого развития и становления творческой личности. Он выделяет «интегративную структуру одаренности», которая включает в себя следующие факторы:
Рекомендуем к прочтению:
Теоретическое обоснование проблемы коммуникативной
сферы у дошкольников с нарушением зрения. Характеристика коммуникативной сферы
Общение - многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности [6].
В отечественной психологии и педагогике общение выступает как "особый вид деятельности" (по мнению А.А. Бод ...
Искусство общения как основа коммуникативной
культуры
Общение нельзя отнести к сложному и тем более слабо изученному процессу коммуникации. Все мы без особых затруднений общаемся между собой, влияем друг на друга, с детства владеем речевой деятельностью, как главным средством общения. И, тем ...
Организация и выбор методик
исследования
Объект исследования
: люди, находящиеся в состоянии гипотимии, страдающие аддективным поведением.
Предмет исследования
: уровень депрессии и степени угрозы суицида.
Гипотеза исследования
: уровень депрессивного состояния не всегда являе ...