Результаты исследованияСтраница 1
Анализ литературных и научно-методических пособий позволил изучить проблему и собрать необходимую информацию по проблеме детско-родительских отношений.
Метод беседы и наблюдения помог ознакомиться с семьями дошкольников (непосредственно с детьми и их родителями).
Метод анкетирования и опроса дал возможность выявить характер детско-родительских взаимоотношений.
Тестирование с помощью проективных игровых методик позволило выявить эмоциональные оценки детьми взрослых и их представление об отношении со стороны членов семьи, а также позволило увидеть эмоциональное самочувствие ребёнка в семье.
Результаты по анкетированию родителей дошкольников (участвовало 26 матерей и 12 отцов) позволили выявить, по первой анкете: трудности в поведении детей связаны с застенчивость, замкнутостью – 4 человек (10%), страхом – 6 (16%) , в неумении общаться со сверстниками – 11 человек (29%), агрессией, конфликтностью – 7 человек (18%), не отмечают трудности – 10 родителей ( 26%). Волнует в поведении ребёнка чаще всего упрямство – 12 ( 31%), враньё – 6 ( 16%), несдержанность – 4 ( 10%), драчливость – 4 (10%), нецензурные слова – 2 ( 5%), страхи – 6 ( 16%), не чего не волнует в поведении ребёнка – 4 родителей (10%). В семье занимаются воспитанием ребёнка мамы и бабушки в 80% и папы в 20%, а привязаны дети чаще в 55% случаев к бабушке и дедушке, сестре, брату (см. приложение 8).
По второй анкете получили следующие результаты: большинство родителей 60% отметили среди личностных качеств своих детей – весёлый, активный, отзывчивый, добрый, общительный и в меньшем количестве 40% отмечены качества – упрямый, конфликтный, способный, замкнутый.
Родителями был составлен личностный профиль ребёнка, выбраны пять самых ярких качеств ребёнка:
1) общительный, лидер, активный, отзывчивый, способный – 26%;
2) общительный, весёлый, инициативный, своевольный, доверчивый – 16%;
3) застенчивый, добрый, аккуратный, трудолюбивый, послушный – 50%;
4) способный, лидер, упрямый, хитрый, конфликтный - 8%.
Отметили кем, по мнению родителей, является их ребёнок: идеалом – 10%, личностью – 26%, ребёнком-исключением – 42%, ребёнком-раздражением – 8%, ребёнком, как все – 14% (см. приложение 8).
Контент-анализ родительских сочинений выявил следующие взаимодействия в семье: симпатию к своему ребёнку испытывают 80% - антипатию 20%; уважение в 75% - неуважение 25% родителей; близость 78% - отдалённость 22% ( см. приложение 9).
По опроснику И.И. Марковской получили параметры по десяти шкалам в баллах и выделили уровни взаимодействия родителя с ребёнком, получили следующее : высокий уровень – у 11 родителей (29%), средний уровень – у 19 родителей (50%) , низкий уровень – у 8 родителей (21%) взаимодействия (см. приложение 10).
Анализ по тесту «Почта» в котором каждый ребёнок выражал своё эмоциональное оценочное отношение к каждому из адресатов и распределял письма-послания по собственному усмотрению показал следующее, а именно положительное отношение к маме и бабушке в 60% случаев; противоречивость чувств ребёнка к маме в 30%; негативное отношение к маме в 10%. Индифферентное (эмоционально невыраженное) отношение ребёнка к папе в 25%; противоречивое отношение в 20%; негативное отношение в 15%; положительное отношение в 40% (см. приложение 11).
Для диагностики развития воли у дошкольников использовался метод наблюдения Р.М. Геворкян, мы получили такие результаты: обладают целеустремлённостью 5 детей – 21%; настойчивостью 7 детей – 29%; выдержкой 3 – 12%; самостоятельностью 7 ребят – 29%; инициативностью 2 ребёнка – 9%; по решительности не получили ни одного показателя (см. приложение 12)
Проективный тест «Лесенка» показал следующие результаты – дети с высокой самооценкой 13 человек, что составляет 55%; с адекватной самооценкой 6 детей - 25%; с низкой самооценкой 5 дошкольников -20 %. Оценка уровня притязаний у детей данных групп показала: высокий уровень притязаний у 6 детей – 25%; средний уровень притязаний у 8 ребят – 33%; низкий уровень притязаний у 10 – 42% (см. приложение 13).
В ходе исследования детско-родительских отношений нами был выявлен ряд аспектов, позволяющий «нарисовать» наиболее полную картину отношений между детьми и родителями: реальное взаимодействие родителя с ребенком; отношение к ребенку, основанное на неосознанной мотивации родителя; отношение к ребенку, сформированное в ходе рефлексии.
Рекомендуем к прочтению:
Выводы
1. Эффективность формирования коммуникативной культуры будущих специалистов в условиях современной профессиональной подготовки во многом зависит от знания норм, ценностей и установок, реализуемых в общении; отношения к человеку как субъек ...
Развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы интеллектуально
недостаточных детей
Как и всякие другие дети, интеллектуально недостаточные дети на протяжении всех лет своей жизни развиваются. Это положение настолько очевидно, что его нет необходимости доказывать. Психика развивается даже при самых глубоких степенях инте ...
Эмотивный тип
Имея выраженную акцентуацию характера по данному типу, люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают "с полуслова". Редко сами вступают в конфликты, играя в ...