Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Результаты исследования
Страница 2

Анализируя результаты бесед, анкетирования, тестирования родителей, и личность дошкольников-респондентов в ходе наблюдения, бесед, тестирования, мы выявили, согласно В.В. Столина, Е.О.Соколовой, А.Я. Варги несколько категорий детей с особенностями в личностной сфере, изучили стили воспитания родителей, типы взаимоотношений их с ребёнком и выделили несколько групп семей с различными вариантами детско-родительских отношений (см. приложение 14):

I. Контролирующая семья, родители ограничивают поведение ребёнка, однако при этом отсутствует разногласие между родителями и детьми, есть уважение, чёткое понимание ребёнком смысла ограничений. Если требования порой достаточно жёсткие, то у детей формируется слабый самоконтроль, развиваются чувства вины, порой страха, злобы, раздражения повышенной тревожности и застенчивости по отношению к взрослым членам семьи. С большим трудом проявляется душевная близость родителей с ребёнком, родители скупы на похвалу и выражения чувств, поэтому между ними редко возникает чувство привязанности. Родители характеризовали своих детей, как застенчивых, добрых, аккуратных, трудолюбивых, послушных. Считали, что их ребёнок в одном случае ребёнок – исключение или идеал, в другом – ребёнок, как все остальные. Дети в этих семьях, наиболее эмоционально уязвимые, часто проявляется в отношении родителей агрессивность, вспышки гнева у ребенка, с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками. Эмоциональную недостаточность такой ребенок стремится компенсировать за счет неадекватного тактильного контакта со взрослым (цепляние, прижимание, приставание). Отсутствие взрослого дезорганизует поведение ребенка и толкает его к регрессивной аутостимуляции. Для детей из таких семей характерна сниженная самооценка с высоким уровнем притязаний. Контролирующие семьи показывают средний и низкий уровень взаимодействия со своим ребёнком. Выражены эмоциональная дистанция, контроль, повышенная требовательность, отсутствие сотрудничества и неудовлетворённость отношениями с ребёнком (10семей - 42%).

II. Демократическая семья, родители в таких семьях опираются на потребности и чувства ребёнка, помогают вместе преодолевать трудности, чутко реагируют на их запросы, проявляют симпатию и уважение к своему малышу. Проявляют твёрдость, сталкиваясь с капризами, гневом ребёнка. Дети из таких семей более инициативны, открыты, общительны, эмпатичны, более уверены в себе, развит самоконтроль. Родители в таких семьях авторитетны, пользуются уважением своих детей, они выделяют в ребёнке, такие личностные черты, как общительность, лидерство, активность, отзывчивость, способности. Считают, что их ребёнок является личностью и ребёнком – исключением. Компетентные дети в таких семьях, с устойчиво хорошим настроением уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем поведения, умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремлением к исследованию, а не избеганию новых ситуаций, характеризуются стабильной привязанностью к родителям, развитыми кооперативными способами взаимодействия со сверстниками, богатой конструктивной игрой. При этом дети имеют адекватную и несколько завышенную самооценку при высоком и среднем уровне притязаний. Демократические семьи показывают высокий и средний уровень взаимодействия с ребёнком. У родителей выражены симпатии, близость, уважение к своему малышу, средняя строгость и требовательность, присутствует сотрудничество, существует близость между всеми членами семьи и удовлетворённость отношениями с ребёнком (9 семей - 37%).

III. Попустительские семьи, родители не требуют ответственности и самоконтроля от ребёнка, не достаточно контролируют поведение своих детей, не обращают внимание на вспышки агрессии, злости, конфликтности ребёнка. Чаще всего родители проявляют неуважение и в единичных случаях антипатию к своему сыну или дочери, выражена эмоциональная дистанция между детьми и родителями, поэтому такие дети испытывают недостаток близости, любви, внимания, сочувствия со стороны взрослых мам и пап. Снисходительные родители своим равнодушием формируют отклонения в поведении ребёнка, проявляющееся в нарушениях дисциплины, правил, норм, требований. Такие родители часто применяют физическое наказание, кроме этого лишают детей своей любви, внимания, сочувствия. Незрелые дети, неуверенные в себе с плохим самоконтролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситуациях, они игнорируют близкого взрослого, защищаясь от дополнительной негативной стимуляции. Такие дети характеризуются повышенной уязвимостью к неуспеху, на который они реагируют уходом, сильным регрессом, смещенной активностью. Родители выделяют в личностных качествах своих детей – общительность, веселость, инициативность, своевольность, доверчивость, а также способности, лидерство, упрямство, хитрость, конфликность. Своего ребёнка в одних случаях родители считают ребёнком-исключением, в других ребёнком-раздражением и в-третьих ребёнком обычным. Дети часто проявляют себя импульсивно и агрессивно по отношению к окружающим, они имеют высокую самооценку со средним уровнем притязаний, в единичных случаях низкую самооценку с низким уровнем притязаний. Такие семьи показывают низкий уровень детско-родительского взаимодействия. В таких семьях отсутствует сотрудничество с ребёнком, последовательность в его воспитании, присутствует мягкость, эмоциональная дистанция, неудовлетворённость в отношениях с их ребёнком (5 семей - 21%).

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Тенденции и направления в развитии современной психологии и практической психологи
«Самое прекрасное время в жизни – то, когда ты уверен в собственных чувствах и до конца последователен в своих мыслях!» Лежен [23] Клиент приходит на консультацию к психологу, подчас не подозревая, что сегодня в мире не существует единой ...

Музыкотерапия и ее особенности. Влияние музыкотерапии на человека
О сильнейшем воздействии музыки на организм человека знали еще в древние времена и использовали ее в различных целях. В колыбелях человеческой цивилизации — Китае и Индии, Египте и древней Греции врачи и жрецы, философы и музыканты исполь ...

Ответ на невербальное общение
Отвечая на невербальное поведение говорящего, мы невольно (подсознательно) копируем его позы и выражение лица. Таким образом, мы как бы говорим собеседнику: «Я вас слушаю. Продолжайте». Как же реагировать на невербальное общение собеседн ...