Результаты исследованияСтраница 3
Кроме того, анализируя личность родителя, мы выделили три группы семейно-необходимых качеств [44, с.36].
Во-первых, это потребности, обусловливающие желание человека жить в семье, преодолевать трудности и решать в ней возникающие проблемы. К ним относят: потребности в материнстве и отцовстве; потребности, удовлетворяемые в ходе супружеских взаимоотношений.
Во-вторых, это совокупность способностей, навыков и умений, необходимых для поддержания супружеских отношений и воспитания детей (например, сопереживать, способность понять и принять другого).
В-третьих, это качества, необходимые для регуляции своих эмоциональных состояний, умение подчинять желания данного момента целям будущего.
Совокупное наличие вышеперечисленных качеств у супругов и помогают нормализовать детско-родительские отношения, улучшить эмоциональный климат внутри семьи.
Таким образом, по первичным результатам были выделены наиболее проблемные семьи в сфере детско-родительских отношений, было предложено участие этих семей в коррекционных занятиях для улучшения внутрисемейной атмосферы.
После прохождения курса коррекционных занятий, была проведена контрольная диагностика в группе дошкольников и родителей для подведения итогов и выводов. Контрольная диагностика после коррекционных занятий показала следующие результаты: родители, составляя портрет своих детей в большинстве случаев 88% оценили их как личность, выделяли лучшие качества, такие как добрый, весёлый, способный, приветливый, отзывчивый в 62%. Уровень взаимодействия родителя с ребёнком повысился, высокий и средний уровень взаимодействия имеют 92% и лишь у 8% уровень взаимодействия остался на низком уровне. Со стороны родителей увеличилась симпатия и уважение к своему малышу 95 %; а также повысилась близость между родителями и детьми в 80%. Кроме этого, у большинства детей повысилась самооценка 92% и уровень притязания 60%, усилились волевые проявления в качестве настойчивости, целеустремлённости, выдержки, самостоятельности в 98%. Выдвинутая нами гипотеза исследования подтвердилась частично. Так с помощью корреляционного анализа подтверждена прямая зависимость между характером детско-родительских отношений и формированием самооценки ребёнка, а уровень притязания и волевые качества дошкольника показали слабую значимость коэффициента корреляции (см. приложение 15).
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Существует ряд факторов, которые влияют на тип детско-родительских отношений: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного воздействия (от наказаний до поощрений); степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи; учёт актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.
2. Одним из важнейших направлений психологической помощи семье является консультативная работа. Работа психолога в этом направлении имеет своей целью выявление ошибок и пробелов в воспитании ребенка и оказание непосредственной помощи родителям и воспитателям.
3. Психокоррекционная работа с семьями дошкольников помогает ребёнку и взрослому развить собственные возможности, научиться управлять своим поведением, считаться с потребностями и нуждами других, замечать свои ошибки, переживать чужие радости и печали, как свои, т.е. развивать эмпатию и принятие другого.
4. Игровая семейная терапия позволяет родителям более адекватно, спокойно, внимательно и последовательно относиться к ребёнку, а у детей повышается активность и самооценка, уверенность, самостоятельность, как только они почувствуют надёжную родительскую поддержку. В целом после совместных занятий меняются детско-родительские отношения в лучшую сторону, лишь в единичных случаях коррекция в сфере отношений ребёнок – взрослый не дала результатов, когда сами родители недостаточно были заинтересованы.
Рекомендуем к прочтению:
Вывод
Мои исследования психолого-педагогической литературы позволили выявить, что педагогическое общение как коллективная система социально-психологического взаимодействия состоит из следующих составляющих: общение педагога с отдельными учащими ...
Трансперсональная психология
Трансперсональная психология сформировалась в 60-е годы XX столетия на основе исследований многих известных психологов и психиатров, но несомненным лидером данного направления является Станислав Грофф [15],[16]. Трансперсональная психолог ...
Психолого-педагогический анализ формирования личности и развития
детско-родительских отношений. Психологическая
характеристика личности дошкольника
Согласно работам российского учёного Л.С. Выготского родившийся ребенок не является личностью, но у него имеются задатки к тому, чтобы стать личностью. Личностью не рождаются, а становятся в процессе жизни. Это происходит по мере того, ка ...