Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и личностных качеств дошкольника. Методы и организация исследования
Страница 5

Материалы » Детско-родительские отношения и их взаимосвязь с личностными качествами ребёнка дошкольного возраста » Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и личностных качеств дошкольника. Методы и организация исследования

Во второй анкете выявлялись личностные качества, которые присуще конкретному ребёнку. В форме перечисления личностных качеств, таких как агрессивный, глупый, инициативный, несдержанный, болтливый, весёлый, приветливый, упрямый, конфликтный, способный, хитрый, активный, общительный, честный, грубый, пассивный, послушный, трудолюбивый, наглый, своевольный, аккуратный, беззащитный, ответственный, замкнутый, лидер, ленивый, равнодушный, скромный, неряшливый, дерзкий, застенчивый, злой, внимательный, невоспитанный, исполнительный, отзывчивый, доверчивый.

Родители описывали портрет личности сына или дочери путём выбора из предложенных характеристик. В анкете было задание – составить личностный профиль ребёнка, для этого нужно было выбрать пять самых ярких качеств ребёнка, а в конце отметить кем, по мнению родителей является их дошкольник: идеалом, личностью, ребёнком-исключением, ребёнком-раздражением, ребёнком, как все (см. приложение 7).

Методика Р.М. Геворкян для диагностики особенностей проявления воли у дошкольников, в форме наблюдения по составленной таблице [15, с.66].

Волевые проявления дошкольника можно наблюдать в разных видах его деятельности. Они будут различными в зависимости от того, какой компонент волевого действия, либо волевого качества мы хотим изучить.

Так, при исследовании произвольной активности в игре важно учесть такие ее признаки, как самостоятельный выбор ребенком темы игры и планирование ее хода; выбор средств, для осуществления игрового замысла, согласование своих действий с действиями сверстников, проявление усилий в преодолении трудностей и др. Эти признаки легли в основу наблюдений, которые проводились Р.М. Геворкян по следующему плану:

1. Какие цели дети ставят в игре и каковы эти игры, как ставят цель (самостоятельно, с помощью взрослых, подражая товарищу)?

2. Как обдумывают и планируют средства достижения поставленной цели?

3. Достигает ли ребенок поставленной игровой цели, получает ли удовлетворение при ее достижении?

4. В каких видах игры эти признаки проявляются в наибольшей степени?

Признаки проявления воли:

1. Осознание ребенком того, что он хочет

2. Осознание ребенком того, почему он этого хочет

3. Верная оценка своих возможностей для до­стижения цели

4. Осознание возможных препятствий

5. Действия для достижения осознанных целей

6. Стремление доводить начатое дело до конца

7. Умение продолжать деятельность при нежелании, нехотении

8. Умение длительно преследовать цель

9. Умение проявить упорство при столкновении с трудностями

10. Проявление терпения

11. Выносливость в деятельности

12. Умение работать в затруднительных условиях

13. Способность тормозить свои соблазны, прихоти

14. Умение овладевать своими эмоциями

15. Умение контролировать свое поведение

16. Быстрое продумывание действия

17. Отсутствие растерянности в затруднительных ситуациях

18. Выполнение принятого решения без колебания

19. Уверенность в своих действиях и поступках

20. Организация деятельности и поступков без посторонней помощи

21. Выполнение решений без напоминаний

22. Умение отстоять свое мнение, не проявляя упрямства

23. Умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность

24. Способность не поддаваться дурным влияниям .

25. Умение выдвигать новые идеи

26. Способность показать пример в положительном поступке

27. Участие в осуществлении новшества, выдумки

28. Проявление творчества, изобретательности

Степень выраженности проявления воли у дошкольника, нужно оценить, следующим образом, редко 1 балл, иногда 2 балла, часто 3 балла.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем к прочтению:

Теоретическое обоснование проблемы коммуникативной сферы у дошкольников с нарушением зрения. Характеристика коммуникативной сферы
Общение - многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности [6]. В отечественной психологии и педагогике общение выступает как "особый вид деятельности" (по мнению А.А. Бод ...

Эмпирическое исследование особенностей воображения студентов – психологов и студентов – экономистов. Обоснование выбора методов исследования
Основная цель нашего исследования заключалась в выявлении и описании особенностей воображения у студентов – психологов Крымского гуманитарного факультета Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова и студентов – экон ...

Взаимоотношения старшего дошкольника с родителями
Родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение. В силу малого жизненного опыта они не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью. Строгость отца или матери, ес ...