Результаты исследования. Общий интеллект как
структурный элемент адаптационных способностейСтраница 1
Изучение особенностей интеллектуального развития учащихся осуществлялось с помощью теста Д.Векслера. По материалам психологической диагностики при помощи данной методики в исследуемой группе детей, а так же мальчиков и девочек этой же группы, на втором году обучения, были получены следующие результаты, выраженные в средних значениях:
- вербальный интеллектуальный показатель – 110;
- невербальный интеллектуальный показатель – 107;
- общий интеллектуальный показатель – 120.
Первой ступенью исследования было выявление полученных результатов по тесту интеллекта Векслера (детский вариант) по всей выборке исследуемых детей. То есть необходимо было узнать общее интеллектуальное развитие у учащихся начальных классов. Второй же ступенью исследования было определить особенности уровня интеллектуального развития мальчиков и девочек для успешной социально-психологической адаптации.
В приведенной ниже таблице представлены результаты первой ступени исследования, а именно особенности уровня интеллектуального развития всей выборки детей.
Таблица №1. Особенности уровня интеллектуального развития учащихся начальных классов
Название субтестов |
Количество учащихся, % | ||
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень | |
Осведомленность |
14 |
70 |
16 |
Понятливость |
2 |
50 |
48 |
Арифметический |
13 |
55 |
32 |
Сходство |
0 |
35 |
65 |
Словарный |
40 |
51 |
9 |
Повторение цифр |
0 |
92 |
8 |
Недостающие детали |
22 |
71 |
7 |
Последовательные картинки |
9 |
41 |
50 |
Кубики Косса |
6 |
40 |
54 |
Складывание фигур |
9 |
38 |
53 |
Шифровка |
6 |
40 |
54 |
В ходе проведения исследования было выявлено значительное число детей с высоким уровнем развития логического мышления («Сходство», «Последовательные картинки»), образного и пространственного мышления («Кубики Косса», «Складывание фигур»), распределения внимания («Шифровка»), практичности («Понятливость») и низким уровнем речевого развития («Словарный»).
Замедление речевого развития, малый объём словарного запаса детей, вероятно, является общей тенденцией, характерной для нашего времени, в связи с редким чтением литературы и частыми просмотрами видео продукции. Качественный анализ результатов выполнения заданий субтеста «Словарный» показал, что только 30% детей пытались дать определение через род и видовое отличие 1-2 понятиям из 18-21, которые им были в той или иной степени знакомы. Во всех остальных случаях имели место определения по употреблению («гвоздь – его забивают в стену») и объяснение лексического значения слова через пример («неприятность – это вот когда тебя ударили и тебе неприятно», «смелый – значит не боится волков и медведей»). Следует также отметить снижение степени актуальности некоторых вопросов вербальной части методики. Например, на вопрос, где продают сахар, многие дети отвечают: «На рынке, везде». При этом правильным ответом считается, что в продовольственном магазине, гастрономе.
Рекомендуем к прочтению:
Экспериментальное исследование зависимости употребления табачных изделий от
личностных качеств подростка. Программа исследования
зависимости употребления табачных изделий от личностных качеств подро
Экспериментальное исследование проводилось среди учащихся средних школ города Москвы. Объем выборки составил 40 человек, среди них мальчиков 23 и девочек 17. Средний возраст в выборке 14 лет. Выборка была разделена на 2 группы по 20 челов ...
Методика. Оценка оперативной слуховой памяти.
Этот вид памяти определяется следующим способом. Испытуемому с интервалом в 1 сек. Поочерёдно зачитываются следующие слова.
I
Месяц
Дерево
Прыгать
Жёлтый
Кукла
сумка
II
Ковёр
Стакан
Плыть
Тяжёлый
Книга
яблоко
III
В ...
Феномен эмпатии в современной психологии
Эмпатический процесс, так или иначе, выступает во всех трактовках как отклик одного субъекта на чувства и переживания другого. Но как бы не казалось данное понятие, универсально объединяющим определенные эмоциональные состояния личности, ...