Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Характеристика отношения педагога к учащимся с разными социометрическими статусами
Страница 4

Материалы » Отношение педагога к учащимся как фактор социометрического статуса младших школьников » Характеристика отношения педагога к учащимся с разными социометрическими статусами

Понимание ребенка, внутренних причин его поведения меняет тип мышления педагога, помогает взглянуть на тежи действия и поступки детей с иных позиций. Понять что-либо значит соотнести предмет познания со своими знаниями и представлениями, со своим жизненным опытом, причем соотнести так, чтобы включить этот предмет в систему причинно-следственных связей, на основании которых возможно его объяснение и предсказание, его оценка и интерпретация.

Учитель в жизни младшего школьника занимает особое место. Авторитет его признается безоговорочно. Ему доверяются тайны, радости и обиды. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив, стараются исправить ошибки. При таком отношении к взрослым дети адекватно воспринимают и позицию учителя, его профессиональную роль. Взрослый становится непопрекаемым авторитетом, образцом для подражания (и я не советую этот авторитет подрывать в глазах ребенка: не критикуйте учителя при ребенке ни в коем случае, лучше поговорите с педагогом наедине, чтобы высказать свое недовольство). Обучение также предполагает не только особые отношения ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми.

В школе возникает новая структура этих отношений. Система "ребенок - взрослый" дифференцируется. Система "ребенок - учитель" начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям.

Б. Г Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Славина показали это экспериментально хорошее, "пятерочное" поведение и хорошие отметки - это то, что конституирует отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Первое, что взрослые спрашивают у ребенка - "Как ты учишься?". Система "ребенок - учитель" становится центром жизни ребенка, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий. Впервые отношение "ребенок - учитель" становится отношением "ребенок - общество". В пределах взаимоотношений в семье имеется неравенство отношений, в детском саду взрослый выступает как индивидуальность, а в школе действует принцип "все равны перед законом". В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки. В школе с самого начала должна быть построена система четко определенных отношений, основанных на принятых правилах. Построить такую систему отношений очень трудно. По словам Гегеля, приход в школу - это приведение человека к общественной норме. В школе закон общий для всех. Д.Б. Эльконин отмечал, что ребенок очень чуток к тому, как учитель относится к детям: если ребенок замечает, что у учителя есть "любимчики", то ореол учителя падает. В первое время дети стараются строго следовать указаниям учителя. Если учитель по отношению к правилу допускает лояльность, то правило разрушается изнутри. Ребенок начинает относиться к другому ребенку с позиции той, как этот ребенок относится к эталону, который вводит учитель. Появляются "ябеды".

Ситуация "ребенок - учитель" пронизывает всю жизнь ребенка. Если в школе хорошо, - значит и дома хорошо, значит и с детьми тоже хорошо.

Нередко, конфликтные ситуации, у учителя возникают с упрямыми, непослушными, капризными и ленивыми детьми (В.Г. Степанов). Разрешая возникшие ситуации, учитель сочетает требовательность с доброжелательностью и тактичностью. Далеко не всегда оправдана приказная форма общения с такими учащимися. Несравненно большая эффективность достигается советом и просьбой. Следует учитывать, что упрямство младшего школьника может выражать также стремление к самостоятельности. Понимание самими школьниками упрямства как проявления силы воли стимулирует желание ребенка противостоять подавлению его личности некоторыми взрослыми. К тому, что уже говорилось о профилактике и преодолении упрямства у дошкольников следует добавить: продуктивными направлениями работы учителя начальной школы являются — учет потребностей и интересов ребенка, разумная требовательность, включение во внутриколлективные отношения, нормализация взаимоотношений в семье.

С ленивыми детьми учителю приходится вступать в конфликтные отношения тогда, когда им предъявляются требования приложить значительные усилия, необходимые для выполнения какого-либо задания. У ленивого ребенка отсутствует потребность в более или менее систематическом труде. Напряженность в отношениях с детьми снимается, если учитель добивается того, чтобы ребенок сопереживал чувство удовлетворения от приложения собственных сил.

Отрицательные проявления личности младшего школьника еще не успевают приобрести прочность и устойчивость. Поэтому работа учителя по профилактике и преодолению отклоняющегося поведения учащихся может быть достаточно эффективной, если ребенок утвердится в искренней заинтересованности взрослого ему помочь. Авторитет, огромная потребность ребенка в общении со взрослыми обеспечивают положительное восприятие воспитательных воздействий. Младшие школьники доверчиво принимают те требования, которые предъявляются к их поступкам. Вместе с тем перестройка нервной системы, происходящая под влиянием школьной жизни с ее необычайной обстановкой, требует от учителя индивидуального подхода, повышенного внимания и такта, знания возрастных особенностей ребенка. Младшие школьники стараются организовать свое поведение, предпринимают попытку смоделировать ситуацию, необходимую для выполнения определенных функций: социальных, бытовых и пр. В наиболее неблагоприятных случаях трудновоспитуемости среда нередко выполняет функции психологической защиты. "Трудные" дети ищут покровителя из числа взрослых и подростков. Ребенок готов совершить любой поступок, чтобы удержать такое покровительство. Нетрудно предположить, чем может обернуться для него стремление к защите, если "защитник" окажется с преступным прошлым. В то же времяэтопредопределяет высокую результативность учебно-воспитательной работы учителей начальных классов. Особое внимание учителям начальных классов целесообразно уделять организации работы по воспитанию гуманистической устойчивости личности младшего школьника, которая становится неподвластной отрицательным влияниям и предрасположенной к нравственному развитию и самовоспитанию.

Страницы: 1 2 3 4 

Рекомендуем к прочтению:

Анализ результатов опроса старшеклассников
В ходе количественного анализа использовался процентильный метод группировки данных. Все оценки качеств делились на пять процентильных групп: очень высокая частота встречаемости (81-100 процентиль); высокая частота встречаемости (61-80 пр ...

Концепции суицидального поведения
В настоящее время существуют достаточно противоречивые точки зрения различных исследователей на феномен суицида и вызывающие его причины. Тем не менее, большинством суицидологов признается, что суицидальное поведение имеет многофакторную ...

Экспериментальное исследование психологического портрета врача. Методы изучения психологического портрета врача.
Традиционным для психологии являются возможности либо экспериментального воссоздания изучаемых явлений, либо наблюдения и описания их естественного существования, либо возможности изучения каких – либо явлений с помощью тестов. Для иссле ...