Концепции суицидального
поведенияСтраница 1
В настоящее время существуют достаточно противоречивые точки зрения различных исследователей на феномен суицида и вызывающие его причины. Тем не менее, большинством суицидологов признается, что суицидальное поведение имеет многофакторную природу, в которой социально-психологические факторы играют достаточно значимую роль.
Социологическая концепция.
Известный французский исследователь Э. Дюркгейм (1999) впервые связал экономические критические ситуации, разобщенность в обществе с ростом числа самоубийств. Теория самоубийств Эмиля Дюркгейма зиждется на социальной организации и культурных традициях общества. Смысл его теории заключен в целостном рассмотрении соответствующего общества и его культуры в качестве причин самоубийств. Когда вся сеть социальных отношений хорошо интегрирована, то тогда существует высокая степень социального сцепления; люди ощущают себя жизненными и необходимыми частями общества, к которому они принадлежат; они свободны от чувств психосоциальной изоляции, одиночества или забытости. Такой тип организации оказывает мощный ингибирующий эффект на тенденцию самоубийств. Культура такого общества действует в том же направлении. Поскольку общество интегрировано и поскольку это единство ощущается его членами, его культура также является единой. Ее ценности принимают и разделяются всеми его членами, рассматриваются как надындивидуальные, бесспорные и священные. Такая культура не поощряет самоубийства, и становятся мощным антисуицидальным фактором. Напротив, общество с низкой степенью сцепления, члены которого слабо связаны меду собой и с референтной группой; общество с запутанной сетью социальных норм, с "атомизированными" и "релятивизированными" культурными ценностями, не пользуются всеобщим признанием и являются делом простого личностного предпочтения, - относится к мощному генератору самоубийств, независимо от климатических или экономических условий и состояния психического и физического здоровья его членов. [10]
Другим обществом, при котором растет число суицидов, является общество диктаторского направления с ограничением свобод личности, жесткой регламентацией его поведения.
Эмиль Дюркгейм утверждал, что самоубийство, которое в то время считалось личностным феноменом, может быть лучше объяснено как реакция человека на особенности, в котором он живет. Частоту саморазрушения можно четко связать с определенными социальными условиями. Он установил взаимосвязь суицида - поступка конкретного индивида - с окружением, в котором он существует. Согласно теории Дюркгейма существует три основных вида суицидов. Большинство суицидов эгоистичны. Саморазрушение в этом случае объясняется тем, что индивид чувствует себя отчужденным и разъединенным с обществом, семьей и друзьями. Существует также аномическое (от аномия - "бесправие") самоубийство, которое возникает, если человек терпит неудачу в адаптации к социальным изменениям. Такие суициды часты во времена общественных кризисов, таких как экономическая депрессия, или, наоборот, во времена процветания, когда суициды совершают нувориши, которые не могут приспособиться к новым для них стандартам жизни. Последним типом является альтруистическое самоубийство, при котором авторитет группы на индивидом является столь большим, что он теряет свою идентичность и в силу этого жертвует собой на благо общества. [9]
Рекомендуем к прочтению:
Результаты эмпирического исследования, их
обсуждение
Методика Шмальта [2, с. 18] позволяет провести анализ 26 параметров мотивации достижения у младших подростков. Она позволяет не только определить уровень трех мотивационных тенденций – «Надежды на успех», «Боязни неудачи - 1» и «Боязни не ...
Эмпирическое исследование самооценки и мотивации
достижения и избегания неудач у руководителей мужского и женского пола. Описание организации и методик
исследования
Цель исследования: изучить уровень самооценки и мотивации достижения и избегания неудач у руководителей мужского и женского пола
Этапы исследования:
1.
Организационный этап: определение места, времени, выборки, методик и формы проведен ...
Выводы
1. Эффективность формирования коммуникативной культуры будущих специалистов в условиях современной профессиональной подготовки во многом зависит от знания норм, ценностей и установок, реализуемых в общении; отношения к человеку как субъек ...