Концепции суицидального
поведенияСтраница 2
Не отрицая роли психологических, психопатических, генетических и других факторов в генезе суицидального поведения при индивидуальных суицидах, он полагал, что в масштабах социума действует преимущественно социальные закономерности. Их сформулировал следующим образом:
количество и уровень самоубийств зависят от степени сплоченности, интегрированности общества;
суициды неравномерно, но закономерно различно распределяются в различных социальных группах (слоях общества);
количество, уровень и динамика самоубийств коррелируют с иными социальными процессами - числом несчастных браков, разорений, банкротств преступлений;
суицидальная активность имеет сезонных характер и, так или иначе, совпадает с сезонными колебаниями иных социальных процессов;
эгоизм, альтруизм, аномия, фатализм, как причины и условия суицидов, обусловлены социальными факторами и положены Э. Дюркгеймом в основу классификации;
суицидальная активность остаточно тесно связана и зависит от экономических кризисов, "брачной аномии", конфессиональной принадлежности, службы в армии, политический кризисов.
Биологическая концепция.
Многие авторы, хотя и признавали роль средовых воздействий, высказывали мнение, что психически здоровый человек не может отвечать аутоагрессивными действиями на жизненные трудности. Эту точку зрения поддерживают в первую очередь исследователи биологической концепции суицидального поведения, которые считают, что вследствие биологических или психических нарушений некоторые индивиды имеют особую уязвимость к суициду. В последние годы большое внимание уделяется нейробиологическим механизмам суицидального поведения, причем эта форма поведения рассматривается как самостоятельный паттерн, присущий человеческому индивиду, и, очевидно, имеющий некий более или менее специфические механизмы. Основными объектами исследований являются серотонинергическая и моноаминергическая системы мозга, в последнее время - система ГАМК, а также системы нейрогуморальной регуляции, отвечающие за реагирование на стрессовые воздействия и адаптацию, иммунная система и общебиохимические механизмы, связанные с обменом холестерола и высших жирных кислот. Были выделены, так называемые, биологические корреляты суицидального поведения, такие как снижение 5-HIAA, который является основным продуктом распада серотонина, что особенно характерно для так называемых импульсивных и жестокий суицидальных актов. В патогенез суицидального поведения включают также гормональный ответ на высвобождение серотонина, в частности пролактина. [3]
Интерес к проблеме самоубийства, которая в основе своей является многофакторной, междисциплинарной, резко усилился в связи с прогрессом молекулярной генетики и достижениями в области нейробиологии суицидального поведения. Появилась реальная перспектива, с одной стороны, в ходе доказательных исследований выявить, какие генные аллели ассоциируются с аутоагрессивным поведением в разных его проявления и построить новые нейробиологические гипотезы. С другой стороны, стала реальной перспектива получить для практического использования предикторы суицидального поведения путем выявления генетических маркеров, что сегодня технически уже является рутинной процедурой. Однако полученные результаты в области генетических коррелятов являются предварительными и нуждаются в дальнейших исследованиях. Следует отметить, что во многом биологические находки зиждются на психиатрическом материале, в частности на депрессиях.
Рекомендуем к прочтению:
Учебная мотивация как необходимое условие успешного обучения
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения, деятельности. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех ил ...
Характеристика отношения педагога к учащимся
Раскрывая сущность понятия "отношение" в психологии, В.Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формировани ...
Возникновение школьных неврозов
Для большинства детей уже само поступление в школу становится сложным испытанием. Многое зависит от того, как ребенок справляется с трудностями, какие способы решения проблем, связанных с вхождением в школьную жизнь, выбирает он сам, к со ...