Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Теоретические основы исследования особенностей отношения к другому в юношеском возрасте. Понятие «отношение» в психолого-педагогической литературе
Страница 1

Материалы » Особенности отношения к сверстникам у лиц юношеского возраста » Теоретические основы исследования особенностей отношения к другому в юношеском возрасте. Понятие «отношение» в психолого-педагогической литературе

Проблема отношения к другому подробно исследовалась в рамках отечественной психологии общения и социальной психологии (Г.М.Андреева, А.А. Бодалев, Л.Я. Гозман: М С.Каган, И.С Кон, М.И Лисина, А.А Леонтьев, Б.Ф Ломов, В.Н. Мясищев., Н.Н.Обозов., А В.Петровский и многие другие)

Отношения – термин, введенный Аристотелем для обозначения определенного способа бытия и познания. В отношении находит проявление взаимосвязь предметов, явлений. Выделяют пространственные отношения, временные, логические, существенные. Отношения целого и части, единичного. Особенного и общего, отношение в процессе учебной деятельности, семейные отношения и др. (Дъяченко М. И., Кандыбович, 5)

Человек вступает в отношения с созданными им вещами, объективным миром и с другими людьми. (Дъяченко М. И., Кандыбович, 5)

Дъяченко М. И. и Кандыбович Л. А. считают, что отношение характеризует тот конкретный смысл, который имеют для человека отдельные объекты, явления, люди. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений человека влияет на формирование его личностного самоотношения к себе. (Дъяченко М. И., Кандыбович, 5)

Шапарь В. Дает следующее определение понятию «отношение»:Отношение –субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой.(33)

В психологии «отношение» – взаиморасположение объектов и их свойств. Отношение может намечествовать как между меняющими объектами, явлениями и свойствами (примером может служить любой закон как сущностное отношения между явлениями), так и в случае выделенного неизменного объекта в его связях с другими объектами, явлениями и свойствами (например, отношение субъекта к политической системе). (33)

Формирование сознательного отношения к объекту познания и действия связано с развитием всех компонентов системы стимуляции. Осознание своего отношения к окружающему рождает соответствующие чувства и эмоции, которые, в свою очередь, стимулируют деятельность и влияют на развитие направленности личности. (Шапарь В. Б., 33)

В. А. Ганзен и В. Н. Юрченко (1981) рассматривали отношение как центральную, системообразующую характеристику всего компонентного состава психического состояния. В структуре состояния эта характеристика представляет уровень сознания и самосознания человека. Отношение как характеристика сознания — это отношение к окружающей действительности, как характеристика самосознания — это саморегуляция, самоконтроль, самооценка, то есть установление равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием, формами поведения человека. (4)

Духновский С. В. считает, что категория «отношение» — одна из основных в психологической науке, наряду с такими как «отражение», «деятельность», «общение». Она выполняет гносеологическую функцию при разработке проблем характера, мотивов, установок, ценностных ориентации, диспозиций личности, социально-психологического климата и многих других, связанных с проявлением субъектных свойств человека.(4)

Разработка категории «отношение» в отечественной психологии связана, прежде всего, с именем В. Н. Мясищева. (4) Психологические отношения в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания (12). Через эту категорию он проясняет природу субъективного в человеке, раскрывают социально-психологическое содержание связей личности с ее средой, прослеживает взаимодействие мотивационных компонентов психики в их внутреннем единстве, объясняет происхождение характера и социопатий. (4)

Важность этого понятия для психологии заключается в том, что;

1) категория психических отношений вынуждает объединить внешнее с внутренним;

2) исследование отношений целостно-личностное, потому что относится к человеку в целом как личности;

3) в системе отношений человека к действительности с исключительной убедительностью выступает доминирующая и определяющая роль отношений к людям;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем к прочтению:

Организационные факторы
Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс. 1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени. Работнику просто поручили непомерное ...

Нейрофизиологические корреляты сознания
Любым произвольным (субъективным, осознанным) действиям человека соответствует определенный паттерн нейронной активности в различных областях мозга. Сознательный жизненный опыт является результатом взаимодействия значительного количества ...

В чем Вы видите актуальность проблемы, представленной в фильме? (социальная и педагогическая)
Актуальность данной проблемы заключается в том, что проведенный эксперимент в Стэндфордском университете был необходим для того, чтобы понять, как влияют тюремные условия на личность человека и как можно снизить агрессию в тюрьме. Этой пр ...