Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Теоретические основы исследования особенностей отношения к другому в юношеском возрасте. Понятие «отношение» в психолого-педагогической литературе
Страница 3

Материалы » Особенности отношения к сверстникам у лиц юношеского возраста » Теоретические основы исследования особенностей отношения к другому в юношеском возрасте. Понятие «отношение» в психолого-педагогической литературе

В отечественной психологии В.А. Ядовым была предложена «иерархическая схема диспозиционной регуляции социального поведения личности», объединяющая установки личности различных уровней: 1) элементарные фиксированные установки (формируются в простейших ситуациях на основе витальных потребностей); 2) социальные фиксированные установки (формируются в малой группе на основе потребности человека в общении); 3) базовые социальные установки (формируются в более широких социальных областях — в трудовой сфере, сфере досуга — на основе фундаментальной потребности человека в активности); 4) ценностные ориентации личности. (26.)

Немов Р.С. считает, что социальная установка (отношение человека) – устойчивое отношение человека или группы людей к кому – либо или чему – либо. Объектами социальной установки (или тем, к чему она относится) могут быть сам человек, окружающие его цели или группы людей, социальные процессы и события, предметы материальной или духовной культуры и т. д. Социальная установка выступает как важный элемент и включают в себя три относительно независимых компонента: когнитивный (система знаний об объекте установки), эмоциональный (чувства, испытываемые по отношению к объекту установки) и поведенческий (действия, предпринимаемые в отношении объекта установки). В одной и той же социальной установке её компоненты могут быть как согласованными, так и рассогласованными. При согласованности компонентов социальной установки является непротиворечивой (согласованной). Если же одни компоненты социальной установки являются положительными, а другие – отрицательными, то говорят, что социальная установка является противоречивой (рассогласованной). Согласованная социальная установка по отношению к человеку, например, вызывает одностороннее, соответственно положительное и отрицательное, отношение к нему. (Немов Р.С., 15)

Рассогласованная социальная установка к человеку порождает противоречивое отношение и противоречивые (амбивалентные) чувства к нему. (Немов Р.С., 15)

Кроме отношений в русле социальных установок личности в психологии также изучаются отношения в контексте таких явлений, как аттракция и аффилиация (Анциферова Л. И., Андреева Г. И., Гозман Л. Я.) . (26.)

Аттракция — это возникновение при восприятии одного человека другим его привлекательности для субъекта восприятия. При изучении аттракции главное внимание уделяется выяснению факторов, влияющих на формирование симпатии или антипатии к объекту восприятия. Так, установлено, что одним из главных факторов возникновения аттрактивных отношений является внешняя привлекательность, компетентность людей. (26.)

Аффилиация — это стремление человека быть в обществе других людей, ориентация личности на поддержку со стороны другого человека. В результате многочисленных экспериментов выявлено, что люди обладают различным уровнем выраженности аффилиативных тенденций, которые определяют Их отношения друг к другу.(26.)

Итак, понятие «отношение» в психолого-педагогической литературе рассматривается:

как структурные компоненты личности;

как «содержательная связь» человека с внешним миром;

как устойчивое отношение человека или группы людей к кому – либо или чему – либо;

как субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой;

как активная, сознательная, интегральная, избирательная основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности.

Мы, в своем исследовании, придерживаемся определения Мясищева В. Н., согласно которому отношение – это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений, это активная, сознательная, интегральная, избирательная основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности.

При определении понятия «отношение» его необходимо разграничивать с понятиями «межличностные отношения», «взаимоотношение» и «межгрупповые отношения».

В психологии, начиная с В.Н. Мясищева, основоположника отечественной концепции отношений личности, «отношение» определяется как «психологическая связь человека с окружающим его миром вещей и людей» (Словарь социально-психологических понятий. М., 1987.С.65.). Отношения личности образуют систему, которая включает в себя отношение к предметам и явлениям внешнего мира (субъект-объектные отношения), отношение к другим людям (субъект-субъектные, межличностные отношения) и отношение к себе (самоотношение). (26)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуем к прочтению:

Техника поведенческой терапии.
Наиболее простым способом поведенческой психотерапии является обучение релаксации. Данным способом можно обучаться по записанным на звуковой носитель инструкциям или во время групповых сеансов, что позволяет снизить затраты времени психот ...

Проблемные моменты деятельности профконсультантов
На основании имеющегося опыта работы со специалистами (профконсультантами) центров занятости населения можно выделить следующие сложные, проблемные моменты, связанные с формированием ценностно-смыслового, «личностного ядра» профессиональн ...

Развитие наглядно-образного мышления у детей с ЗПР в дидактической игре
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, слож ное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и са мостоятельной игровой деятельностью, и средством всесторонне ...