Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Теоретические основы исследования особенностей отношения к другому в юношеском возрасте. Понятие «отношение» в психолого-педагогической литературе
Страница 3

Материалы » Особенности отношения к сверстникам у лиц юношеского возраста » Теоретические основы исследования особенностей отношения к другому в юношеском возрасте. Понятие «отношение» в психолого-педагогической литературе

В отечественной психологии В.А. Ядовым была предложена «иерархическая схема диспозиционной регуляции социального поведения личности», объединяющая установки личности различных уровней: 1) элементарные фиксированные установки (формируются в простейших ситуациях на основе витальных потребностей); 2) социальные фиксированные установки (формируются в малой группе на основе потребности человека в общении); 3) базовые социальные установки (формируются в более широких социальных областях — в трудовой сфере, сфере досуга — на основе фундаментальной потребности человека в активности); 4) ценностные ориентации личности. (26.)

Немов Р.С. считает, что социальная установка (отношение человека) – устойчивое отношение человека или группы людей к кому – либо или чему – либо. Объектами социальной установки (или тем, к чему она относится) могут быть сам человек, окружающие его цели или группы людей, социальные процессы и события, предметы материальной или духовной культуры и т. д. Социальная установка выступает как важный элемент и включают в себя три относительно независимых компонента: когнитивный (система знаний об объекте установки), эмоциональный (чувства, испытываемые по отношению к объекту установки) и поведенческий (действия, предпринимаемые в отношении объекта установки). В одной и той же социальной установке её компоненты могут быть как согласованными, так и рассогласованными. При согласованности компонентов социальной установки является непротиворечивой (согласованной). Если же одни компоненты социальной установки являются положительными, а другие – отрицательными, то говорят, что социальная установка является противоречивой (рассогласованной). Согласованная социальная установка по отношению к человеку, например, вызывает одностороннее, соответственно положительное и отрицательное, отношение к нему. (Немов Р.С., 15)

Рассогласованная социальная установка к человеку порождает противоречивое отношение и противоречивые (амбивалентные) чувства к нему. (Немов Р.С., 15)

Кроме отношений в русле социальных установок личности в психологии также изучаются отношения в контексте таких явлений, как аттракция и аффилиация (Анциферова Л. И., Андреева Г. И., Гозман Л. Я.) . (26.)

Аттракция — это возникновение при восприятии одного человека другим его привлекательности для субъекта восприятия. При изучении аттракции главное внимание уделяется выяснению факторов, влияющих на формирование симпатии или антипатии к объекту восприятия. Так, установлено, что одним из главных факторов возникновения аттрактивных отношений является внешняя привлекательность, компетентность людей. (26.)

Аффилиация — это стремление человека быть в обществе других людей, ориентация личности на поддержку со стороны другого человека. В результате многочисленных экспериментов выявлено, что люди обладают различным уровнем выраженности аффилиативных тенденций, которые определяют Их отношения друг к другу.(26.)

Итак, понятие «отношение» в психолого-педагогической литературе рассматривается:

как структурные компоненты личности;

как «содержательная связь» человека с внешним миром;

как устойчивое отношение человека или группы людей к кому – либо или чему – либо;

как субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой;

как активная, сознательная, интегральная, избирательная основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности.

Мы, в своем исследовании, придерживаемся определения Мясищева В. Н., согласно которому отношение – это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений, это активная, сознательная, интегральная, избирательная основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности.

При определении понятия «отношение» его необходимо разграничивать с понятиями «межличностные отношения», «взаимоотношение» и «межгрупповые отношения».

В психологии, начиная с В.Н. Мясищева, основоположника отечественной концепции отношений личности, «отношение» определяется как «психологическая связь человека с окружающим его миром вещей и людей» (Словарь социально-психологических понятий. М., 1987.С.65.). Отношения личности образуют систему, которая включает в себя отношение к предметам и явлениям внешнего мира (субъект-объектные отношения), отношение к другим людям (субъект-субъектные, межличностные отношения) и отношение к себе (самоотношение). (26)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуем к прочтению:

Влияние детско-родительских отношений на наличие у ребенка психосоматических заболеваний
Появление термина "психосоматический", согласно литературе, относится к 1818 г. по Хайнроту, а термина "соматопсихический" - к 1822 г. - Якоби, но сами вопросы соотношения соматического (телесного) и психического (духо ...

Психолого-педагогические особенности процесса формирования потребностей в самоутверждении сельского школьника. Особенности развития потребностей в самоутверждении у сельского школьника в младшем шк
Проблема семьи и семейных отношений были актуальны всегда. Существуют объективные психологические проблемы семьи, которые не зависят от индивидуальных особенностей мужа и жены, однако оказывают существенное влияние на семейную атмосферу. ...

Особенности развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
Проблема развития общения в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х г ...