Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Теоретические основы исследования особенностей отношения к другому в юношеском возрасте. Понятие «отношение» в психолого-педагогической литературе
Страница 7

Материалы » Особенности отношения к сверстникам у лиц юношеского возраста » Теоретические основы исследования особенностей отношения к другому в юношеском возрасте. Понятие «отношение» в психолого-педагогической литературе

Психологические отношения, в сравнении с психическими, в большей мере репрезентируют индивидуальную сущность человека в силу их большей произвольности. Эта особенность психологических отношений также отмечалась В. Н. Мясищевым. Так как свойства объекта существуют для всех, а действия и переживания, вызываемые объектом у разных людей, избирательны и различны, то очевидно, что источник особенностей переживания и действия лежит в индивиде, в человеке как субъекте отношений и определяется особенностью его индивидуального опыта (12).

Осознанный характер и произвольность психологических отношений придают им конативный характер, в том смысле что они направляют повеление и деятельность человека в определенное русло, вовлекая в этот процесс такие важные психические образования личности, как потребности, чувства, интересы, убеждения, оценка, а также воля, внимание, мотивы. Психологические отношения являются системным образованием человека, раскрывающим его личностный смысл. (4)

Ролевые взаимоотношения отражают функционально-организаторскую зависимость людей в совместной деятельности. Взаимоотношения «ведущий-ведомый» в производственных сообществах представлены ролями руководителя, коллеги, исполнителя, Они закрепляются в официальной административно-управленческой структуре. В то же время каждый рядовой работник также может выступать по отношению к другому в роли ведущего или ведомого. Эти роли не всегда совпадают с официальными должностями и проявляются в неофициальном лидерстве. (Сухов А. Н. и Дергач А. А., 27.)

Коммуникативные взаимоотношения характеризуют активность членов сообщества в их контактах, взаимосвязях и общении. Возникают они посредством информационного обмена между участниками взаимодействия и в значительной мере зависят от психологических качеств партнеров, которые они способны проявить в диапазоне «общительность-замкнутость». Развитию коммуникативных взаимоотношений благоприятствуют следующие качества: открытость, искренность, простота, личное обаяние, непосредственность, эмоциональность и т.п. Коммуникативный потенциал личности снижается из-за робости, застенчивости, скрытности, неумения слушать других и т. п.

Когнитивные взаимоотношения представляют собой результат отражения адекватности взаимного познания людей. Они характеризуют партнеров в диапазоне «понимание-непонимание» через проявление сочувствия, сопереживания, эмпатии и других социально-психологических феноменов, определяющих проникновение участников взаимодействия в психологическую сущность друг друга. (27)

Эмоциональные взаимоотношения отражают взаимную привлекательность людей и проявляются в рамках «любовь-ненависть». Побудителями этих чувств становится физическая, психологическая, социальная привлекательность партнеров. Различные виды привлекательности могут взаимно усиливать или ослаблять друг друга. Зависит это от субъективных установок партнеров на их совместную деятельность, а также от этнопсихологических стереотипов. (27)

Эмоциональные отношения В. Н. Мясищев рассматривал как чувства. Область чувств (эмоций) охватывает три разнородные группы явлении: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Последние и представляют в значительной степени то, что называется обычно чувствами. (4)

Волевые взаимоотношения отражают возможности самопроявления партнеров в совместной жизнедеятельности. Они характеризуют меру психологической активности или характер поведения людей в сообществах. Волевые взаимоотношения изменяются в диапазоне «независимость - подчинение» и проявляются как властность, самостоятельность, решительность, настойчивость, уступчивость, терпимость и т. д.

Моральные взаимоотношения характеризуют поведение людей по критериям «добро-зло» и проявляются в заботливости, отзывчивости или равнодушии, корысти, агрессии, эгоизме и т.п. Эти взаимоотношения отражают психологические установки, касающиеся этической стороны поведения людей в сообществах. Понимание добра-зла в первичных группах не всегда соответствует общественном морали из-за сложности и противоречивости обыденного сознания, которое не всегда приемлет общечеловеческие ценности.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Рекомендуем к прочтению:

Типы людей
На поведение людей в возникновении межличностных конфликтов и в их разрешении значительное влияние оказывают различия в типах людей, что необходимо учитывать при попытках предупреждения конфликтов и их разрешения. О. Крегер и Дж. Тьюсон с ...

Методы управления социально-психологическим климатом в коллективе
Методы управления - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством. Различают административные, экономические, социологические и психологические методы, которые различаются с ...

Понятие интеллектуальной недостаточности в психологических исследованиях
Правильное определение понятия «интеллектуальная недостаточность» имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Теоретическое значение такого определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности ...