Эмпирическое исследование агрессии. Структура и методы эмпирического
исследованияСтраница 1
Целью нашей работы является анализ выраженности агрессивного компонента в конфликтном поведении и его взаимосвязь с деструктивными тенденциями личности. Предметом нашего исследования являются содержательные особенности конфликтного поведения личности. Объектом – агрессивный компонент конфликтного поведения личности.
Для исследования выбраны две методики, которые позволяют доказать гипотезу. Первая методика, которая необходима для обоснования гипотезы – диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки). Тест предназначен для исследования уровня проявления, и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения или работы. Позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.
Агрессивность имеет качественную и количественную характеристику. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности, от почти полного отсутствия до его предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой — сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. Опросник предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.
Опросник включает в себя 75 утверждений, на которые требуется отвечать "да" или "нет".
Агрессивность включает в себя следующие шкалы: физическая агрессия, раздражительность, вербальная агрессия.
Вторая методика, используемая в работе, проективная методика исследования личности - тест "Рука". Опубликована Б. Брайклином, 3. Пиотровским и Э. Вагнером в 1961 г. (идея теста принадлежит Э. Вагнеру) и предназначена для предсказания открытого агрессивного поведения. Тест “Рука” может использоваться для диагностики межличностных отношений.
Стимульный материал теста составляют 9 стандартных изображений кистей рук и одна пустая таблица, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения предъявляются в определенных последовательности и положении. Обследуемый должен ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек, рука которого принимает такое положение). Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит таблицу, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.
Оценка полученных данных осуществляется по следующим 11 категориям:
агрессия – рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет;
указания – рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми;
страх – рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе;
привязанность – рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям;
коммуникация – ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты;
Рекомендуем к прочтению:
Роль индивидуальных ресурсов личности в совладании со стрессом
Некоторые авторы отмечают, что большинство инструментариев, предназначенных для исследования совладания со стрессом, оценивают совладающис реакции, а не ресурсы совладания. В то время как совладающие реакции представляют собой то или иное ...
Эмпирическое исследование агрессивного компонента в
конфликтном поведении и анализ полученных результатов
В данной работе для диагностики агрессивного компонента личности использовались тест «Рука» Э. Вагнера и опросник Баса-Дарки. В этом исследовании принимали участие студенты 3-го и 4-го курса специальности «Психология» КФ ЗНУ.
Выборку сос ...
Классный час «Конфликты в нашей жизни»
Форма:
беседа.
Цель:
приобщение к культуре бесконфликтных взаимоотношений
Задачи:
Воспитательные: продолжить решение проблемы повышения сплоченности класса, семьи.
Образовательные:
помочь
учащимся усвоить сущность понятий «конфликт» ...