Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Эмпирическое исследование агрессии. Структура и методы эмпирического исследования
Страница 1

Материалы » Изучение агрессивного компонента в конфликтном поведении личности » Эмпирическое исследование агрессии. Структура и методы эмпирического исследования

Целью нашей работы является анализ выраженности агрессивного компонента в конфликтном поведении и его взаимосвязь с деструктивными тенденциями личности. Предметом нашего исследования являются содержательные особенности конфликтного поведения личности. Объектом – агрессивный компонент конфликтного поведения личности.

Для исследования выбраны две методики, которые позволяют доказать гипотезу. Первая методика, которая необходима для обоснования гипотезы – диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки). Тест предназначен для исследования уровня проявления, и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения или работы. Позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристику. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности, от почти полного отсутствия до его предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой — сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. Опросник предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.

Опросник включает в себя 75 утверждений, на которые требуется отвечать "да" или "нет".

Агрессивность включает в себя следующие шкалы: физическая агрессия, раздражительность, вербальная агрессия.

Вторая методика, используемая в работе, проективная методика исследования личности - тест "Рука". Опубликована Б. Брайклином, 3. Пиотровским и Э. Вагнером в 1961 г. (идея теста принадлежит Э. Вагнеру) и предназначена для предсказания открытого агрессивного поведения. Тест “Рука” может использоваться для диагностики межличностных отношений.

Стимульный материал теста составляют 9 стандартных изображений кистей рук и одна пустая таблица, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения предъявляются в определенных последовательности и положении. Обследуемый должен ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек, рука которого принимает такое положение). Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит таблицу, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.

Оценка полученных данных осуществляется по следующим 11 категориям:

агрессия – рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет;

указания – рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми;

страх – рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе;

привязанность – рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям;

коммуникация – ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты;

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Предмет психологической науки
Предмет науки - это условно ограниченная область познаваемой действительности, которая отличается особым характером наблюдаемых в ней явлений и закономерностей. Обособление некоторой предметной области от сопредельных областей познания по ...

Оценка результатов исследования.
Оценка результатов исследования производится при помощи графиков. Они представляют собой усредненные нормативные показатели по данным этих двух субтестов. Норме в строгом смысле этого слова на каждом графике соответствует показатель равны ...

Язык жестов и естественный язык
Люди общаются между собой не только с помощью слов, но и посредством телесных движений. Каждый из атрибутов тела, будь то форма, размер, положение или рост, при определённых условиях передаёт некоторое значение. Даже неисполнение жеста, н ...