Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Сущность и структура коммуникативной культуры в психолого-педагогических исследованиях
Страница 9

Материалы » Процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в современном вузе » Сущность и структура коммуникативной культуры в психолого-педагогических исследованиях

Таблица 1

Структура коммуникативной культуры преподавателя

Компоненты философской категории "культуры"

Компоненты коммуникативной культуры преподавателя

1. Система социальных норм и правил.

1. Знание коммуникативных норм и правил.

2. Совокупность отношений людей к природе;

3. отношений к себе;

4. отношений между собой.

2. Знание индивидуальных особен- ностей обучающегося.

3. Знание собственных коммуникативных качеств.

4. Умение владеть коммуникативной ситуацией.

5. Система духовных ценностей.

5. Отношение к обучающемуся как к ценности.

6. Продукты материального и духовного труда.

6. Коммуникативный идеал.

Современные нормы и правила педагогического общения вытекают из понятия "педагогического такта". Здесь важно знание основ морали, умение видеть нравственный смысл в поступках. Теоретики нравственного воспитания М.Н. Аплетаев, Д.И. Гришин, П.И. Симонов, И.Ф. Харламов исследуют природу поступка с точки зрения диалектического взаимодействия внутренних потребностей человека и ценностных ориентаций, выработанных обществом. Анализируя диалектическое единство морали и нравственности, отграничивая нормы и правила морали от нравственных принципов, М.Н. Аплетаев рассматривает противоречия между этими двумя категориями, всегда находящимися в единстве и нередко в борьбе: "Принципы нравственности (свобода, самоценность человека, равенство, совесть) безусловны, безоговорочны и всеобщи. Мораль всегда групповая (национальная, классовая, сословная, корпоративная)".

Моральный поступок может противоречить нравственным принципам и наоборот, нравственный поступок - моральным нормам. Знание норм и правил педагогического общения, принятых в обществе, "здесь и сейчас", а также внутренние нравственные принципы, определяющие педагогический, а в нашем случае, коммуникативный поступок преподавателя, ставят его перед выбором, как поступить, как отреагировать на поступок обучающегося, как приспособить, "пристроить" к своим педагогическим задачам коммуникативную ситуацию. Преподаватель в этом выборе свободен, а свобода есть творчество нового, в мире дотоле несуществовавшего, а не есть произвольный выбор между несколькими уже данными в готовом виде, хотя и возможными только путями, но создание нового, особого пути, не существовавшего ранее даже в виде возможного выхода.

Считаем, что если эту свободу выбора коммуникативного поступка направляют нравственные принципы гуманизма и нормы гуманистической педагогики, то педагогическое общение будет продуктивным, а коммуникативная культура преподавателя на должной высоте.

2) Знание индивидуальных особенностей обучающегося.

Компонентом коммуникативной культуры преподавателя является знание индивидуальных особенностей и свойств обучаемого. Структурные модели человека, предложенные Б.Г. Ананьевым, дают схематическую основу исследования индивидуальных особенностей и свойств коммуникантов. Схемы демонстрируют различия индивидных, личностных, субъектных и индивидуальных признаков человека. Первые три группы признаков характеризуют человека с точки зрения его принадлежности к определённому типу, а четвёртый признак - индивидуальность - акцентирует внимание на уникальности, неповторимости каждого человека. Общее, особенное неотрывно от единичного, и индивидуальность можно описать, лишь опираясь на указание общих признаков, которые образуют уникальное сочетание в каждом отдельном случае [4].

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Рекомендуем к прочтению:

Анализ результатов опроса старшеклассников
В ходе количественного анализа использовался процентильный метод группировки данных. Все оценки качеств делились на пять процентильных групп: очень высокая частота встречаемости (81-100 процентиль); высокая частота встречаемости (61-80 пр ...

Эмпирическое исследование критериев оценки продуктивности уровня профессиональной деятельности психолога. Практическая этика в профессиональной деятельности практического психолога.
Практическая психология как профессиональная деятельность начинает зарождаться в массовом масштабе и поэтому требует внимательного к себе отношения с той точки зрения, что именно она социально обостряет до предела проблему обоснованности ...

Воображение как основой компонент творческого процесса
Ранее нами уже упоминалось о непосредственной связи воображения с творчеством. По этому, считаем необходимым, остановиться подробнее на психологии творчества. Психология творчества как наука начала складываться на рубеже ХIХ- ХХ столетий ...