Сущность и структура коммуникативной культуры в
психолого-педагогических исследованияхСтраница 6
В отечественной психолого-педагогической литературе феномен "общение-коммуникация" вызывает разногласия в основном подходе. В отечественной науке понятие "общение" традиционно связывается с категорией деятельности. Утверждается, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей (А.Н. Леонтьев) [126,127]. Современные психологи - В.В. Знаков [81], Б.Ф. Ломов [137], А.А. Реан [175, 176] рассматривают категорию "общение - коммуникация" как нечто самоценное, не сводимое к деятельности. Например, фатическое общение имеет своей целью поддержание самого процесса общения, которое необходимо человеку, чтобы поделиться своими чувствами, что-то вместе вспомнить, обсудить, поддержать, посочувствовать.
Основное различие понятий "деятельности" и "общения" заключается в том, что деятельность схематически представлена формулой "субъект - объект", а общение - "субъект - субъект". Так называемое "манипулятивное" общение, в сущности, строится по деятельностной схеме и как таковое общением не является. "В общении же никто из партнёров не может рассматриваться в качестве объекта, так как каждый из них является активным субъектом этого процесса, определяющим его динамику и содержание." [185].
Таким образом, современная психологическая наука различает две основные формы общения: в одном случае - это средство организации деятельности, в другом - удовлетворение потребности человека в другом человеке, в живом контакте [188].
Особый вид общения - коммуникации - это педагогическое общение. Культивируемая до недавнего времени авторитарная педагогика являлась выражением исключительно деятельностного подхода к педагогическому общению. Педагогическое общение являлось в основном средством организации учебной деятельности учащихся, а также средством передачи учебной информации. Доверительное, сочувствующее, т.е. "фатическое" общение было случайным, нежелательным, считалось, что преподаватель должен быть "закрытым", а внеклассное общение сводилось к проведению мероприятий, что являлось продуктом не столько творчества учащихся, сколько организующе-направляющей деятельности педагогов.
Под профессионально-педагогическим общением мы понимаем систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия. Педагог выступает как активатор этого процесса, организует его и управляет им. В последние годы появились работы, трактующие педагогическое общение с несколько иных позиций и ставящие его в зависимость от "педагогической культуры" преподавателя. Так, например, Н.В. Седова рассматривает педагогическую культуру как культуру отношений в контексте общечеловеческой культуры сквозь призму связей с образованием, деятельностью, общением. М.В. Евдокимова трактует педагогическую культуру как динамичную систему ценностей и способов творческой деятельности.О.З. Краскова говорит о необходимости формирования у студентов психолого-педагогических знаний и развития личностных качеств, необходимых для осуществления эффективного профессионального взаимодействия. И.В. Гришняева изучает коммуникативную культуру преподавателя как систему трёх компонентов: мотивационного, содержательного, процессуально-технологического. В.А. Мищенко определяет место категории коммуникативной культуры преподавателя в системе родовых понятий: педагогическая культура, педагогическая деятельность, педагогическое общение, куда входят коммуникативная культура и технология педагогического общения.
Рекомендуем к прочтению:
Теоретические аспекты Глубинной психологии. История
возникновения глубинной психологии
Основы психоанализа были разработаны австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом. Представители психоанализа в отличие от бихевиористов и гештельтпсихологов не ориентировались на точные и естественные науки как на образец для по ...
Выводы по теоретической
части
Оценивая результаты многолетних исследований различными специалистами самоубийств и, особенно, мер по их предупреждению, вряд ли можно быть удовлетворенным. Печален тот факт, что наиболее подвержены суицидальным действиям молодежь и люди ...
Результаты исследования
Анализ литературных и научно-методических пособий позволил изучить проблему и собрать необходимую информацию по проблеме детско-родительских отношений.
Метод беседы и наблюдения помог ознакомиться с семьями дошкольников (непосредственно ...