Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Сущность и структура коммуникативной культуры в психолого-педагогических исследованиях
Страница 5

Материалы » Процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в современном вузе » Сущность и структура коммуникативной культуры в психолого-педагогических исследованиях

М.Р. Битянова рассматривает коммуникацию как аспект общения: "Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле того слова, состоит в обмене информацией между партнерами по общению: передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств. Интерактивная сторона общения заключается в обмене действиями между общающимися сторонами, то есть организации межличностного взаимодействия. Перцептивная сторона общения есть процесс воспитания и познания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений".

Проанализировав все эти определения, мы пришли к выводу, что точного единого определения понятию "коммуникация" нет. Но существуют два подхода к этому термину: Коммуникация в узком смысле как передача информации с использованием различных каналов и знаковых систем, как аспект общения и коммуникации в широком смысле - это общение между людьми.

На уровне человеческого общения средствами коммуникации становятся различные социально выработанные и фиксированные в данной культуре знаковые системы; важнейшая из них - язык (речь устная и письменная). Значительную информационную нагрузку могут нести системы пара - и экстралингвистической коммуникации (интонации, паузы), оптико-кинетических знаков (жесты, мимика, пантомимика) и т.д.

Различается коммуникация межличностная, публичная, массовая. Выделяются следующие основные функции коммуникации: побудительная (убеждение, внушение, приказ, просьба), информативная (передача истинных или ложных сведений), экспрессивная (возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний), фатическая (установление или поддержка возможности коммуникативного контакта).

Была выявлена роль коммуникативных барьеров - психологических препятствий на пути распространения и принятия информации, возникающих в результате предубеждений, социальных, политических, нравственных и других различий между людьми. Современная наука располагает обширной литературой, раскрывающей отдельные виды коммуникации. Так Н.К. Ващекин выделяет следующие виды коммуникации:

• формальная и неформальная;

• устная и письменная;

• межличностная и безличная;

• непосредственная и опосредованная;

• планируемая и спонтанная.

Он говорит также о социальной, экономической и научной коммуникации, определяя последнюю как "движение (т.е. транспортизацию и передачу) результатов научной деятельности по каналам социального общения".

Р. Конечный и М. Боухал, раскрывая особенности конфликтных ситуаций, называют виды коммуникации, которые ведут к её нарушению: деструктивная, авторитарная, разрушительная, псевдокоммуникация, резисторная коммуникация.

В западной литературе в течение последних 50 лет сложилась наука, обобщающая, систематизирующая, структурирующая все существующие теории и виды коммуникаций. Американский исследователь S. W. Littljohn различает следующие классы коммуникаций: межличностная коммуникация, коммуникация малых групп, коммуникация организаций и объединений (корпоративная), массовая коммуникация.

Поскольку главный инструмент профессионально-педагогической деятельности - это педагогическое общение во всех его проявлениях, постольку успех работы преподавателя будет зависеть от уровня культуры его педагогического общения. Поэтому, употребляя термин "коммуникативная культура преподавателя", мы имеем в виду культуру педагогического общения и сознательно употребляем термин "коммуникация" в широком смысле слова, ставим знак равенства между понятиями "коммуникация" и "общение", а, следовательно, коммуникативная культура преподавателя - это следовательно, коммуникативная культура преподавателя - это ничто иное, как культура педагогического общения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Рекомендуем к прочтению:

Психология переживаний
Предметом нашего анализа являются процессы, которые в обыденном языке удачно выражаются словом "переживание" (в том значении, в котором "пережить" значит перенести какие-либо, обычно тягостные, события, преодолеть како ...

Институты социализации
На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиаже к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, ...

Аутоанализ личного стресса
Теперь рассмотрим, как можно обнаружить и объяснить реакции своего организма на стрессовые ситуации. То есть, как можно определить свой личный стресс. Понять свою собственную стрессовую ситуацию чрезвычайно важно: во-первых, проявление ст ...