Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Проксемика: коммуникативное пространство человека. Правила проксемного поведения
Страница 1

Материалы » Психолингвистический анализ невербального общения представителей разных национальностей » Проксемика: коммуникативное пространство человека. Правила проксемного поведения

Проксемика – это наука о пространстве коммуникации, или коммуникативном пространстве, это наука о том, как человек мыслит коммуникативное пространство, как его обживает и использует. Предметом проксемики является невербальная концептуализация и культурная организация пространства, изучение способов восприятия, организации и использования пространства людьми во время коммуникации.

Каждый народ видит пространственное устройство бытия в особой проекции, которую можно назвать национальная концептуализация пространства. Так, на домашних цыганских застольях женщины и мужчины сидят в разных комнатах. А в зале московского ресторана «У яра» столы разделяет проход, и женщины и дети сидят слева, а мужчины справа от него.

Одним из любимых предметов проксемики является семиология (т.е. наполнение культурными смыслами) различных частей дома, что нельзя никак считать случайным, поскольку дом, квартира, комната – это основные личные территории человека. Проксемика ищет ответы на разнообразные вопросы, связанные со смысловой нагрузкой этих пространств. Семиология дома также включает поведение человека в замкнутом пространстве дома. Человек обычно стремится к тому, чтобы у него был свой собственный угол, т.е. отдельное место в доме, квартире, комнате и даже на службе, как есть у него и любимый стул, стол, одежда, машина и т.п. предметы, которыми он особенно дорожит и которые готов охранять и защищать от внешних посягательств.

Среди культурно-специфичных правил проксемного поведения выделяют:

1. Правила выбора места и расстояния, например, правила, которые человек соблюдает, выбирая расстояние (дистанцию) для беседы в зависимости от тех или иных факторов: места встречи с другим человеком, пола, возраста или социального статуса предполагаемого собеседника, степени знакомства с ним, его физических и психических свойств, предполагаемого способа взаимодействия, жанра разговора, темы, цели беседы, её продолжительности и т.п.

Место и расстояние, которое выбирает по отношению к нам другой человек, нечто сообщают нам о нём и в большей мере обуславливают наши действия. Если вы, например, едете в пустом вагоне метро или электрички и на остановке в вагон входит незнакомый человек, то вы, скорее всего, почувствуете себя неуютно, если тот займёт место рядом с вами или сядет прямо напротив. Войдя в кафе или кинозал, в котором много свободных мест помимо тех, что имеются рядом с неким сидящим там человеком, вы едва ли сами займёте одно из соседних с ним мест.

Дело в том, что существует особое правило, покрывающее много разных ситуаций, связанных с проксемным поведением незнакомых людей в общественных местах. В соответствии с ним человек в ситуации свободного выбора должен занимать позицию по возможности подальше от находящихся в данном месте других лиц. Если же человек по каким-то причинам ведёт себя иначе, вторгаясь в личное пространство другого и нарушая это правило, то такое поведение воспринимается как злонамеренное, подозрительное, агрессивное и ли враждебное.

2. Правила пространственного взаимного положения и ориентации тел во время общения. За вычетом ситуаций игры или ей подобных общение людей, стоящих или сидящих спиной друг к другу, невозможно или противоестественно, но разговор двух человек лежащих у противоположных стен комнаты, вполне возможен и не выглядит со стороны странным, даже если собеседники повернулись каждый лицом в свою стену.

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Анализ результатов педагогического исследования по выявлению роли семьи в формировании потребности в самоутверждении сельского школьника
В период преддипломной практики мною было проведено исследование по теме: «Роль семьи в формировании потребности в самоутверждении сельского школьника». Объектом исследования мы выбрали семью ученицы 2 класса Нурдиновой Ирины Подболотной ...

Экспериментальные исследования коммуникативной деятельности у детей с нарушениями зрения. Описание методов и организации исследования
С целью выявления особенностей коммуникативной деятельности было организованно эмпирическое исследование, которое проводилось в детском образовательном учреждении № 35 города Шадринска Курганской области. В нем принимали участие 10 испыту ...

Выводы по уровням развития.
10 баллов – хорошая развитая по объему кратковременная память. 8 баллов – среднеразвитая по объёму кратковременная память. 4 балла – не вполне достаточная по объёму уровень кратковременной памяти. 2 балла – низкий уровень кратковре ...