Коррекционная программа, направленная на развитие наглядно-образного мышления
детей старшего дошкольного возраста с ЗПРСтраница 4
						6. Подведение итогов занятия.
3 этап – развитие соотношения между словом и образом
Цели занятия:
· научить детей ориентироваться в пространстве, выстраивать целостные сюжеты в наглядном и совместном плане;
· развивать умение выбирать соответствующую картинку с изображением действий персонажей по словесному описанию;
· развитие внимания, памяти, связной монологической речи;
· снятие мышечного напряжения, развитие тонкой мото рики рук.
1. «Что бывает внизу, а что – вверху»
Цель: научить детей ориентироваться в пространстве, выстраивать целостные сюжеты в наглядном и совместном плане.
Ход занятия. Психолог предлагает детям подумать и назвать то, что бывает только наверху. Если дети затрудняются, он подсказывает: «Давай, посмотрим вверх, над нами – небо. Оно бывает снизу? А что еще бывает только вверху? Правильно, звезды, луна. А теперь подумайте, что бывает только внизу? Посмотрите на землю. А где растет трава? Она где всегда бывает? (Растения, водоемы, земля, песок, камни и т.д.) После этого дети самостоятельно перечисляет объекты природы, которые бывают только вверху, и те, которые бывают только внизу.
2. «Котенок»
Цель: развивать умение выбирать соответствующую картинку с изображением действий персонажей по словесному описанию.
Оборудование: две сюжетных картинки: на первой – мальчик везет в машине игрушечную собачку и живого котенка; на второй – мальчик везет в машине только игрушечную собачку.
Ход упражнения. Психолог предлагает детям прослушать рассказ: «Мальчик Дима посадил в машину игрушечную собаку и живого котенка и стал их катать. Потом оглянулся, а в машине осталась только одна игрушка. Кто выпрыгнул из машины?» Затем психолог показывает вначале вторую картинку – «Игрушечная собачка в машине» и спрашивает: «Кто же выпрыгнул из машины?» В случае затруднения психолог просит детей рассмотреть обе картинки и сравнить их, а затем ответить на вопросы: «Почему осталась одна игрушка? Что произошло? Кто же выпрыгнул из машины?» После этого психолог предлагает детям пересказать текст.
3. Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой мото рики рук.
Описание.
1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. (5 раз.)
2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, бе зымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. (5 раз.)
3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному. (5 раз.)
4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направле ниях. Сначала поочередно каждой рукой. (5 раз.) Затем — двумя руками одновременно. (5 раз.)
4. Задание «Верный друг»
Цель: развивать умение выбирать соответствующую картинку с изображением действий персонажей по словесному описанию.
Оборудование: две сюжетные картинки: на первой – девочка тонет в реке, на второй – собака тащит девочку из реки.
Описание задания. Психолог предлагает детям прослушать рассказ: У Наташи была собака Волчок. Они всегда гуляли вместе. Один раз Наташа пошла на речку. Волчок пошел за Наташей. Наташа подошла к воде. Она хотела сорвать цветок. Волчок сидел на берегу. Вдруг Наташ упала в воду и стала тонуть. Волчок бросился в воду. Он схватил Наташу за платье и потащил к берегу. Волчок спас Наташу». После этого психолог задает детям вопросы: «С кем всегда гуляла Наташа? Куда она однажды пошла? Что Наташ хотела достать в воде? Что случилось с Наташей? Что сделал Волчок? Кто спас Наташу?» Затем психолог предлагает детям рассмотреть обе картинки и рассказать весь текст. В случае затруднения дети рассматривают картинки, а психолог еще раз повторяет рассказ. Детям снова предлагается ответить на вопросы и рассказать весь текст с опорой на иллюстрации.
5. «Скульптура»
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, раз витие воображения и фантазии.
Описание задания. Психолог говорит ребенку: «Ты — глина, а я — скульптор. Я буду делать из глины скульптуру». «Скульптор» мнет «глину», делая легкий массаж плеч, рук, спины. Далее «скуль птор создает скульптуру».
6. Подведение итогов занятия
Новшество моей работы заключалось в том, что вся та же работа, которая проводилась с детьми на специально организованных занятиях, осуществлялась и в свободное от занятий время, в процессе прогулок, в режимных моментах, в трудовой и игровой деятельности с использованием наглядного материала и дидактических игр.
Используемые на данном этапе коррекционно-развивающей работы приемы (припоминание, наблюдение, уточняющие вопросы) помогали детям как в восприятии и понимании целостной ситуации, изображенной на картинке или представленной в реальном виде, так и в составлении осмысленного последовательного рассказа (на начальных этапах работы с помощью взрослого).
Данные приемы, как показала работа, проводимая на формирующем этапе, помогали детям с ЗПР осуществлять перенос усвоенного материала на занятии в аналогичные условия и самостоятельно (или с направляющей помощи взрослого) составлять планирование и отчет о проделанных действиях.
Рекомендуем к прочтению:
Виды и функции эмпатии
	 
В целом, эмпатия - это социально-психологическое свойство личности. Оно представляет собой совокупность социально-психологических способностей индивида, посредством которых данное свойство раскрывается как объекту, так и субъекту эмпатии. ...
	
Межличностные конфликты. Конфликт в организации
	 
Организация является основной ячейкой в социальной структуре современного общества. Социальная жизнь людей протекает в составе тех или иных организаций (производственных, финансовых, коммерческих, научных, образовательных, общественных и  ...
	
Методы управления стихийными группами
	 
Главную роль в нашей психике играет подсознание, или бессознательное. Это то, где рождаются наши мысли, желания, поступки, какие-то устремления, то, из чего в последующем складывается поведение человека. Можно сказать, что приемы воздейст ...
	

			
			
			
			