Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Литературный обзор. Проблема способностей в психологии
Страница 4

Кроме уровней следует выделять виды способностей по их направленности. В этом плане в психологии обычно изучают общие и специальные способности.

Под общими способностями понимают либо такую систему интеллектуальных свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями (Е. С. Кузьмин, Н. Д. Левитов, Е. А. Шумилин), либо одаренность (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, В. Д. Шадриков).

Под специальными способностями понимается такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной.

Кроме этих двух видов способностей выделяется третья группа – способности к практической деятельности. Сюда относят конструктивно-технические, организаторские, педагогические способности.

Эти основные виды способностей взаимосвязаны.

Во-первых, специальные способности органически связаны с общими, или умственными способностями. Чем выше развиты общие способности, тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей. В свою очередь развитие специальных способностей положительно влияет на развитие интеллекта.

Во-вторых, известно немало личностей с очень высоким уровнем самых различных способностей: научных, литературных, математических.

В-третьих, практические способности не могут развиваться и актуализироваться в творческой деятельности без высокого уровня интеллектуального развития. [40]

С. Л. Рубинштейн выделяет общую способность или одаренность и специальные способности. «Специальные способности определяются в отношении к отдельным специальным областям деятельности. Внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность индивида, соотнесенная с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности. [50]

С. Л. Рубинштейн считает, что общая одаренность и специальные способности взаимопроникают друг в друга. Наличие специальной способности накладывает отпечаток на общую одаренность человека, а наличие общей одаренности сказывается на характере каждой специальной способности.

Взаимоотношение общей одаренности и специальных способностей для различных способностей различно. Чем большую роль в той или иной специальной способности играют специальные задатки и специальная техника, тем меньшим может оказаться соответствие или даже тем больше диспропорция между специальной способностью и общей одаренностью. Чем менее специфический «технический» характер носит та или иная специальная способность, тем более ее соответствие, связь и взаимопроникновение с общей одаренностью. Чем более высокого порядка та или иная специальная способность, тем теснее ее связь с общей одаренностью. [50]

Б. Г. Ананьев подчеркивает, что специализированные способности к различным видам деятельности вырабатываются в результате исторического развития человечества. Способности формируются в той деятельности, в которой они проявляются. Помимо специального опыта работы в определенной области деятельности, человек поднимается на тот или иной уровень общего развития. «Специальные способности являются продуктом развития специальных видов деятельности, имеющих ведущее значение в общем развитии человека». [7]

Б. Г. Ананьев подчеркивает, что специальные способности всегда выступают в том или ином взаимодействии, составляя своеобразные ансамбли творческих возможностей человека. «Ансамблевый характер способностей объясняется тем, что существует объективная взаимосвязь между разными видами деятельности по их предмету и структурам труда. Происхождение ансамблей способностей не ограничивается только общностью элементов сложных видов деятельности, не менее важный источник их заключен в одаренности или общих способностях. Специальные способности являются важными и самостоятельными, но все же частями общей одаренности человека, составляющей целостную структуру его возможностей в самых различных видах деятельности». [8]

В. Д. Шадриков определяет общую одаренность как «пригодность к широкому кругу деятельностей или сочетание способностей, от которых зависит успешность разных деятельностей», а специальные способности как «качественное своеобразие освоения и реализации отдельных психических функциях». [61]

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем к прочтению:

Общее представление о личности
Как объект исследования личность уникальна по своей сложности. Сложность эта заключена, прежде всего, в том, что в личности объединены различные плоскости бытия конкретного человека – от его телесного бытия до духовного – как живого тела, ...

Развитие мотивационной сферы в младшем школьном возрасте
Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обуславли ...

Профилактика старения. Основные стрессоры людей пожилого и старческого возраста и пути их преодоления
Прежде чем определить профилактику старения, необходимо знать те стрессоры, что ухудшают состояние бодрствования пожилого человека. Основными стрессорами людей пожилого и старческого возраста можно считать- - отсутствие четкого жизнен ...