Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Литературный обзор. Проблема способностей в психологии
Страница 1

Как сложное и многоплановое образование, способности могут изучаться различными науками: психологией, педагогикой, экономикой, эстетикой и т.д. Особенность исследования проблемы способностей конкретными науками состоит в том, что та или иная наука рассматривает способности исходя из их специфического проявления, механизма развития и действия тех или иных их конкретных качеств. Так, например, педагогика рассматривает способности с точки зрения их целенаправленного формирования; эстетика изучает в человеческих способностях вопросы прекрасного и т.д. Иначе говоря, каждая конкретная наука трактует человеческие способности со своих, присущих только ей позиций.

Проблема же определения сущности способностей, их структуры, выявление закономерностей их развития, а также путей формирования является необходимой задачей психологической теории.

Свой вклад в разработку проблемы способностей вносят многие отрасли психологии: общая, возрастная, педагогическая, социальная, психология труда и др.

Так, с позиций общей психологии происходит научное освещение проблемы способностей; социальная психология изучает влияние социума на развитие способностей; возрастная психология рассматривает процесс развития способностей; психология труда прослеживает изменения в способностях человека, наступающих в процессе занятия определенной деятельностью; педагогическая психология разрабатывает научно обоснованную и предельно эффективную систему направленного формирования способностей человека.

Благодаря исследованиям Б. Г. Ананьева [5], А. Г. Ковалева [25], В. А. Крутецкого [27], Н. С. Лейтеса [32], А. Н. Леонтьева [34], В. Н. Мясищева [25], К. К. Платонова [43], С. Л. Рубинштейна [50], Б. М. Теплова [53] и других отечественных психологов был сделан качественный шаг в понимании всех главных аспектов проблемы способностей.

В отечественной психологии ведущей теорией изучения способностей является теория, предложенная Б. М. Тепловым. Б. М. Теплов понимал способности как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. В своем определении Б. М. Теплов указывал на три признака, характеризующие понятия «способность»:

Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Во-вторых, способностями являются не вообще всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.

В-третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у человека. [53]

Таким образом, способностями можно назвать лишь такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или другой деятельности. Возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности определяет своеобразное сочетание способностей, которое характеризует данную личность. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей. Качественно своеобразным сочетанием способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности, является одаренность. От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, т.е. наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание необходимыми навыками и умениями. [53]

Б.М. Теплов отвергал понимание способностей как врожденных особенностей человека, подчеркивал тот факт, что в основе развития способностей лежат некоторые врожденные особенности, задатки. «Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития». [53]

Фундаментальную теоретическую и практическую разработку проблема способностей получила в трудах С. Л. Рубинштейна. В своих трудах С. Л. Рубинштейн рассматривает развитие, формирование способностей, как через деятельность, так и через личностные образования. Под способностями С. Л. Рубинштейн понимал сложное образование, комплекс психических свойств, делающих человека пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду общественно полезной деятельности. [50]

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем к прочтению:

Развитие мышления в дошкольном возрасте
В раннем детстве закладываются основы развития мышления ребенка: при решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным де ...

Адаптация как процесс приспособления организма к изменяющимся условиям внешней среды
Ю.А. Александровский рассматривает психическую адаптацию как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, "которая обеспечивает деятельность человека на уровне "оперативного покоя", позволяя ему не только наибо ...

Исследование по выявлению факторов препятствующих к саморазвитию
Цель: выяснить факторы, стимулирующие и препятствующие к саморазвитию личности. Инструкция анкеты: «Оцените по пятибалльной системе факторы, препятствующие Вашему обучению и развитию: 5 – да (препятствует или стимулирует), 4 – скорее д ...