Исследование особенностей интеллектуального
развития старших дошкольников с речевыми нарушениями. Организация и методы исследованияСтраница 1
Как уже говорилось выше, в психолого-педагогической литературе представлены данные, свидетельствующие о значении речевых и мыслительных процессов дошкольников для познавательного и психического развития в целом. Целью настоящего исследования стало выявление особенностей интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Была выдвинута гипотеза, что умственное развитие детей с различными речевыми нарушениями характеризуется определенной спецификой (по сравнению со сверстниками с нормальным речевым развитием).
Задачами эмпирической части исследования являлись:
диагностика интеллектуального развития старших дошкольников с нормальным речевым развитием;
диагностика интеллектуального развития старших дошкольников с речевыми нарушениями;
сравнительный анализ интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с речевыми нарушениями.
В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста, воспитанники подготовительных групп детских садов города …. В соответствии с целями и задачами исследования было сформировано две группы детей: экспериментальная ("речевая") группа - логопедическая, дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН), в количестве 8 человек, дети с общим недоразвитием речи (ОНР), в количестве 7 человек, и контрольная группа – дети из обычного детского сада в количестве 15 человек. Общий объём выборки составил 30 человек.
Известно, что в старшем дошкольном возрасте одним из важнейших показателей интеллектуального развития является школьная зрелость (или интеллектуальная готовность к школьному обучению). Это обусловило выбор соответствующих методик, использованных в данной работе. В блок диагностических методик вошли следующие:
Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС).
Картиночно-словарный тест (КСТ).
Скрининговый тест школьной зрелости (СТШЗ).
Рассмотрим диагностический инструментарий более подробно.
Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС)
Методика предназначена для выявления интеллектуальных способностей детей 6-7-летнего возраста. Тест даёт хорошую ориентировочную информацию о способности к обучению в начальной школе и об индивидуальной структуре интеллекта ребёнка, поэтому может использоваться в качестве основной части батареи методик для определения готовности детей к обучению в школе.
МЭДИС представляет собой оригинальную авторскую разработку на основе всемирно известных зарубежных тестов интеллекта. Тест полностью адаптирован на детях 6-7 лет г. Москвы.
Преимущество теста МЭДИС состоит в том, что его задания представлены в виде рисунков, что позволяет диагностировать детей независимо от их умения читать, а разнообразие заданий позволяет изучить многие стороны интеллектуальной деятельности в минимальные промежутки времени.
МЭДИС состоит из четырёх субтестов, каждый из которых содержит по 5 заданий:
I субтест направлен на выявление общей осведомлённости детей, их словарного запаса;
II субтест диагностирует понимание количественных и качественных отношений;
III субтест – исключение лишнего – выявляет уровень сформированности логического мышления;
IY субтест направлен на выявление математических способностей.
Кроме того, по результатам выполнения всех четырёх субтестов можно определить общий показатель интеллектуальных способностей.
МЭДИС может использоваться индивидуально и в группах по 5-10 человек. Перед каждым субтестом даётся два тренировочных задания. МЭДИС имеет две эквивалентные формы А и В, которые могут чередоваться при повторном тестировании (21).
Картиночно-словарный тест (КСТ).
Тест направлен на диагностику интеллектуального компонента школьной зрелости и, прежде всего, на измерение вербальных способностей ребенка, от которых во многом зависит успешность его обучения в школе. Вербальные способности включают в себя ряд частных когнитивно ориентированных процессов, и прежде всего "процесс обозначения" или ("процесс наименования", который представляет собой своеобразный переход от невербального содержания к вербальному, причём он непосредственно связан с объёмом словарного запаса.
Рекомендуем к прочтению:
Социальная активность
Социальной активности предшествует социальная зрелость, которая является самым важным новообразованием молодости - это обусловлено возрастным периодом. Вступая в контакт с обществом, главной задачей молодых людей становится решение социал ...
Социальные движения
Социальные движения – особый класс социальных явлений, рассматривающийся в связи с анализом психологической характеристики больших социальных групп и массового стихийного поведения. Социальное движение представляет собой достаточно органи ...
Первая помощь при остром стрессе
Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации (нас кто-то разозлил, обругал начальник или кто-то из домашних заставил понервничать) - у нас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себ ...