ЗаключениеСтраница 1
В исследовательской работе нами проведен сравнительный анализ особенностей мотивации достижения у подростков, имеющих задержку психического развития и их здоровых сверстников
Проведенный анализ теоретических источников по проблеме сопровождения развития детей и подростков, имеющих задержку психического развития, показал, что эти дети, как правило, изучаются как субъекты учебной и познавательной деятельности. Исследования мотивационной сферы личности в основном также сосредоточены в рамках учебной сферы.
Современные психологические подходы реализуют идею всестороннего изучения личности, а именно как субъекта разнообразных видов деятельности и общения.
Мотивация достижения является одним из важнейших регуляторов активности человека в разнообразных сферах жизнедеятельности.
В ходе исследовательской работы выявлены статистически достоверные различия между двумя группами испытуемых.
У подростков, имеющих задержку психического развития, в структуре мотивации достижения ярко выражена тенденция «Боязнь неудачи 1», связанная с низкой оценкой собственных способностей. «Я - концепция недостаточности способностей» оказывает серьезное блокирующее воздействие на развитие личности: снижает возможности реализации потенциала, вызывает негативные аффективные состояния, разрушительно воздействует на систему саморегуляции поведения и деятельности человека. В связи с этим возрастает значимость разработки эффективных мер для преодоления неблагоприятных тенденций.
Нами разработана программа тренинга мотивации достижения, апробация которой является перспективой нашей работы.
Мы ощутили высокую значимость подобной работы как средства расширения возможностей детей, имеющих с задержку психического развития, воспитания их как социально - активных личностей.
Приложение
1
Таблица 1 - Результаты статистического анализа различий между двумя группами испытуемых с использованием критерия Манна – Уитни
Параметр |
№ школы |
чел |
Средний ранг |
Сумма рангов |
«Надежда на успех» (станайны) |
76 |
40 |
35,85 |
1936,00 |
70 |
20 |
41,95 |
839,00 | |
Всего |
60 | |||
«Уверенность в собственных способностях» |
76 |
40 |
36,83 |
1878,50 |
70 |
20 |
33,88 |
677,50 | |
Всего |
60 | |||
«Уверенность в решении трудных задач» |
76 |
40 |
34,10 |
1739,00 |
70 |
20 |
40,85 |
817,00 | |
Всего |
60 | |||
«Достижения» |
76 |
40 |
32,72 |
1636,00 |
70 |
20 |
42,45 |
849,00 | |
Всего |
60 | |||
«Боязнь неудачи - 1» (станайны) |
76 |
40 |
34,42 |
1858,50 |
70 |
20 |
45,83 |
916,50 | |
Всего |
60 | |||
«Активное избегание» |
76 |
40 |
31,91 |
1627,50 |
70 |
20 |
46,43 |
928,50 | |
Всего |
60 | |||
«Я- концепция недостаточности способностей» |
76 |
40 |
31,10 |
1586,00 |
70 |
20 |
48,50 |
970,00 | |
Всего |
60 | |||
«Боязнь неудачи - 2» (станайны) |
76 |
40 |
39,57 |
2137,00 |
70 |
20 |
31,90 |
638,00 | |
Всего |
60 |
Рекомендуем к прочтению:
Авторитет руководителя и культура руководства
Результаты обследований множества людей, включая коммерческих работников и специалистов, указывают на то, что достаточными навыками слушать обладают немногие. Послушав десятиминутное устное сообщение, человек понимает и запоминает из сказ ...
Психолого-педагогические рекомендации по созданию условий формирования
духовно-нравственных основ оптимального мироощущения и социального
самоопределения современных подростков
На основе анализа литературы по проблеме мироощущения и социального самоопределения подростков и по итогам проведения социально-психологического исследования были составлены рекомендации по возможной коррекции социализации личности подрос ...
Выводы
1)
При использовании шкалы самооценки депрессии, самые высокие показатели были диагностированы у группы респондентов, страдающих наркотической зависимостью. Самые низкие значения были выявлены у респондентов контрольной группы.
2)
По ш ...