ЗаключениеСтраница 1
В исследовательской работе нами проведен сравнительный анализ особенностей мотивации достижения у подростков, имеющих задержку психического развития и их здоровых сверстников
Проведенный анализ теоретических источников по проблеме сопровождения развития детей и подростков, имеющих задержку психического развития, показал, что эти дети, как правило, изучаются как субъекты учебной и познавательной деятельности. Исследования мотивационной сферы личности в основном также сосредоточены в рамках учебной сферы.
Современные психологические подходы реализуют идею всестороннего изучения личности, а именно как субъекта разнообразных видов деятельности и общения.
Мотивация достижения является одним из важнейших регуляторов активности человека в разнообразных сферах жизнедеятельности.
В ходе исследовательской работы выявлены статистически достоверные различия между двумя группами испытуемых.
У подростков, имеющих задержку психического развития, в структуре мотивации достижения ярко выражена тенденция «Боязнь неудачи 1», связанная с низкой оценкой собственных способностей. «Я - концепция недостаточности способностей» оказывает серьезное блокирующее воздействие на развитие личности: снижает возможности реализации потенциала, вызывает негативные аффективные состояния, разрушительно воздействует на систему саморегуляции поведения и деятельности человека. В связи с этим возрастает значимость разработки эффективных мер для преодоления неблагоприятных тенденций.
Нами разработана программа тренинга мотивации достижения, апробация которой является перспективой нашей работы.
Мы ощутили высокую значимость подобной работы как средства расширения возможностей детей, имеющих с задержку психического развития, воспитания их как социально - активных личностей.
Приложение
1
Таблица 1 - Результаты статистического анализа различий между двумя группами испытуемых с использованием критерия Манна – Уитни
Параметр |
№ школы |
чел |
Средний ранг |
Сумма рангов |
«Надежда на успех» (станайны) |
76 |
40 |
35,85 |
1936,00 |
70 |
20 |
41,95 |
839,00 | |
Всего |
60 | |||
«Уверенность в собственных способностях» |
76 |
40 |
36,83 |
1878,50 |
70 |
20 |
33,88 |
677,50 | |
Всего |
60 | |||
«Уверенность в решении трудных задач» |
76 |
40 |
34,10 |
1739,00 |
70 |
20 |
40,85 |
817,00 | |
Всего |
60 | |||
«Достижения» |
76 |
40 |
32,72 |
1636,00 |
70 |
20 |
42,45 |
849,00 | |
Всего |
60 | |||
«Боязнь неудачи - 1» (станайны) |
76 |
40 |
34,42 |
1858,50 |
70 |
20 |
45,83 |
916,50 | |
Всего |
60 | |||
«Активное избегание» |
76 |
40 |
31,91 |
1627,50 |
70 |
20 |
46,43 |
928,50 | |
Всего |
60 | |||
«Я- концепция недостаточности способностей» |
76 |
40 |
31,10 |
1586,00 |
70 |
20 |
48,50 |
970,00 | |
Всего |
60 | |||
«Боязнь неудачи - 2» (станайны) |
76 |
40 |
39,57 |
2137,00 |
70 |
20 |
31,90 |
638,00 | |
Всего |
60 |
Рекомендуем к прочтению:
Анализ полученных результатов [16]
Испытуемые
Переменная А
Переменная Б
d (ранг А-
ранг Б)
d2
Кол-во троек
ранг
Избегание
неудачи
ранг
Аксюта
0
1
19
10
-9
81
Ефимова
10
10
14
5
-5
25
Короченц ...
Вывод
Психологические конфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера и в перестройке личности, а их решение представляет собой острую форму развития - происходит смена структуры личности подростка и формирование новых от ...
Типы высшей нервной деятельности.
Экспериментируя над собаками, И.П. Павлов заметил, что каждое животное имеет свои индивидуальные способности. Одна собака – живая, подвижная; у нее быстро вырабатываются условные рефлексы, как положительные, так и тормозные, относительно ...