Самооценка учащихся начальных классов как структурный элемент адаптационных
способностейСтраница 1
Самооценка является динамичным образованием. Представления человека о своей ценности складываются и уточняются в процессе деятельности и межличностного общения. Как уже говорилось ранее, принято выделять два вида самооценки: общую и частную. Частная самооценка рассматривается в виде оценки образа «Я-реальное» и «Я-идеальное». В соответствии с целью исследования было проведено изучение общей и частной самооценки у всей выборки школьников начальных классов, а также попутно анализ структуры образа Я мальчиков и девочек в исследуемой выборке.
Таблица № 3. Структура образов «Я-реальное» и «Я-идеальное» у учащихся начальных классов
«Я-идеальное», ранг в среднем по выборке |
Качества личности |
«Я-реальное», ранг в среднем по выборке |
1 |
Умный |
1 |
2 |
Добрый |
2 |
3 |
Смелый |
3 |
4 |
Сильный |
5 |
5 |
Аккуратный |
6 |
6 |
Вежливый |
4 |
7 |
Терпеливый |
7 |
8 |
Общительный |
11 |
9 |
Целеустремленный |
12 |
10 |
Старательный |
9 |
11 |
Щедрый |
10 |
12 |
Умеющий прощать |
8 |
13 |
Искренний |
13 |
14 |
Независтливый |
14 |
Примечание: чем меньше ранг, тем более значимо качество.
При изучении структуры образа Я младших школьников было выявлено, что дети прежде всего хотят быть умными, добрыми (добрый понимается ими не в истинном значении слова, а исключительно как хороший), смелыми, сильными, аккуратными и т.д. Наименее ценными, даже нежелательными в дальнейшей жизни считают такие качества, как: независтливость, искренность, умение прощать и щедрость. Отвечая на вопрос, что такое щедрость, они говорят: «Это когда деньги на ветер не бросают».
Рекомендуем к прочтению:
Вступление
Настоящая работа подлежит исследованию агрессивного компонента в конфликтном поведении.
В настоящее время в психологической литературе имеется достаточно большое количество работ, посвященных проблеме конфликтов. Конфликт - важная состав ...
Проблема активизации, активности и самоактивизации
Если исходить из главной цели, основных задач профессионального самоопределения и уровней их решения, то сам смысл профориентации сводится к формированию субъекта профессионального самоопределения. Если обратиться к уровням решения профор ...
Результаты опытно-экспериментального исследования
Соответственно намеченным задачам исследование было проведено в три этапа:
1. Констатирующий (2000-2001 гг.)
2. Формирующий (2001-2002гг.)
3. Контрольный (2002 - 2003гг.)
1-й этап - констатирующий.
Целью данного этапа исследования яв ...