ПрофессиограммаСтраница 2
						1) в профессиограмме нет упоминаний о правах и ответственности работника, то есть о тех разделах, которые делают должностную инструкцию декларативной;
2) в профессиограмме описываются условия труда на рабочем месте и в несопоставимо большем объеме излагаются требования к работнику.
Составление профессиограммы
В настоящее время профессиограмма разрабатывается специалистами на основе наблюдения за работником в процессе труда, включая проведение психофизиологических измерений, хронометража, фотографии рабочего времени, построения социометрических матриц взаимодействия работников, анализа информационных потоков. Прежде всего, разработчики профессиограммы руководствуются мнением опытных работников изучаемой профессии и их руководителей.
Высокая трудоемкость и необходимость использования технических средств позволяют отнести профессиограмму к числу дорогих методов описания работы и требований к исполнителю.
В последнее время разработкой профессиограмм активно занялись крупные агентства по трудоустройству и подбору персонала. Результаты своих исследований агентства размещают в сети Интернет.
Размещенные в сети банки данных позволяют сэкономить время отбора персонала. Нужно найти в Интернете подходящий образец профессиограммы и адаптировать его к условиям своей организации.
Примерная инструкция по содержанию и составлению профессиограммы[4]
Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов.
1. Сведения о профессии
2. Доминирующие виды деятельности.
3. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (способности, личностные качества, интересы, склонности),
4. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности.
5. Области применения профессиональных знаний.
6. Классификационная карточка профессий.
В разделе «Доминирующие виды деятельности» перечислены основные профессиональные задачи, которые решает специалист данной профессии; действия, которые он выполняет.
В разделе «Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности» указаны качества личности, без которых невозможно достичь успеха в выбранной профессии:
♦ способности;
♦ особенности личности;
♦ интересы;
♦ склонности.
В разделе «Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности» описаны качества личности, которые могут помешать успеху в выбранной области деятельности.
В разделе «Область применения профессиональных знаний» указаны виды учреждений, организаций, предприятий, где может работать специалист, овладевший данной профессией.
В классификационной карточке профессии, в краткой форме изложены наиболее важные с психологической точки зрения признаки профессии:
♦ наименование профессии;
♦ доминирующий способ мышления;
♦ область базовых знаний;
♦ профессиональная область;
♦ межличностное взаимодействие;
♦ доминирующий интерес;
♦ дополнительный интерес;
♦ условия работы.
При выборе или смене вида деятельности эффективнее ориентироваться на профессиограммы, построенные на основе психологического изучения профессий, чем на конкретные характеристики предмета и орудий труда. Каждая профессиограмма включает важнейшие психологические качества специалиста, краткая характеристика которых приводится ниже.
Практически любая деятельность состоит из различных проблемных ситуаций, и человеку все время приходится решать различные профессиональные задачи:
♦ одним людям лучше даются решения в ситуациях, где требуется выбрать одно из нескольких готовых решений;
Рекомендуем к прочтению:
Организация практической деятельности по преодолению эмоционального
неблагополучия у детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях
	 
Цель: коррекция выявленных эмоциональных неблагополучий с помощью создания положительного эмоционального климата в группе при обеспечении позитивных отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, а также составления программы по работе с  ...
	
Результаты вторичного тестирования экспериментальной группы после
проведения тренинга по психопрофилактике табакокурения.
	 
Данный тренинг психопрофилактики был проведён в течение 1,5 месяцев на базе “Центра социальной поддержки детей и подростков” г. Одинцово Московской области, в феврале – апреле 2007 года. После проведения тренинга экспериментальная группа  ...
	
Конфликтные ситуации в педагогическом общении и способы их преодоления
	 
В ходе педагогического общения в зависимости от поведения учителей и обучающихся могут возникать те иные ситуации. Часто в образовательных учреждениях разных типов наблюдаются конфликты между субъектами образования  ...
	

			
			
			
			