Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Воображение как основой компонент творческого процесса
Страница 1

Материалы » Особенности воображения у студентов, обучающихся по разным специальностям » Воображение как основой компонент творческого процесса

Ранее нами уже упоминалось о непосредственной связи воображения с творчеством. По этому, считаем необходимым, остановиться подробнее на психологии творчества.

Психология творчества как наука начала складываться на рубеже ХIХ- ХХ столетий. Наука начиналась с этапа созерцательного психологического знания. Психологи досконально описывали обстоятельства создания великих творений науки и искусства, используя биографии, автобиографии, мемуары, литературные произведения. Исследовалась природа творчества, фазы творческого процесса, способности к творчеству и качества творческой личности. Выделялись признаки гениальности, выражающиеся в особенностях перцепции (напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость), интеллекта, характера, мотивации и ценностной ориентации. Однако средств проникновения в сущность описываемых явлений не было: так как психологические методы получения исходных данных ограничивались самонаблюдением, то сутью творчества признавались бессознательные процессы.

До середины ХХ века психология связывала творческие способности с умственным развитием. Потребность определять интеллектуальные способности привела к созданию IQ-tests – тестов на умственную одаренность. Однако исследования многих психологов показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знаний, т.е. корреляции между коэффициентом интеллекта и способности создавать новое – креативностью - не было [25].

Изучение феномена креативности осложняется тем, что в оценке творческих характеристик исследователь имеет дело прежде всего с качеством явления. Исследования креативности на собственном научном материале было осуществлено в 1959 году группой ученых во главе с Дж. Гилфордом с помощью факторного анализа на материале точных наук. Параллельно и независимо от Гилфорда серию экспериментов на материале искусства в том же 1959 году провели В.Лоэнфельд и К.Бейттел. Сопоставление результатов исследований позволило выявить 8 существенных критериев, природных для дифференцирования:

“ * Умение увидеть проблему.

* Беглость, умение увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей.

* Гибкость как умение:

- понять новую точку зрения;

- отказаться от усвоенной точки зрения.

* Оригинальность, отход от шаблона.

* Способность к перегруппировке идей и связей.

* Способность к абстрагированию или анализу.

* Способность к конкретизации или синтезу.

* Ощущению стройности организации идей” [37,13].

Кроме этого, было показано, что креативность в искусстве и в науке имеет общие признаки, что позволяет перенести творческие способности с одного материала на другой.

Область креативности сложна для исследования и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко. Однако у кревтивности как у феномена много сторонников. Эти исследователи рассматривают часто вместе 4 основных аспекта: креативную среду, креативную личность, креативный продукт и креативный процесс.

Креативная среда. Креативность проявляется через личностное ощущение, размышление, знание, чувствование, действие как поведение в состоянии относительной безопасности свободы от окружения. Креативность представляет собой восприятие, ответ, действие или общение личности, непринуждаемой другими и в естественной обстановке.

Креативная личность. Понимание значения субъективных факторов личности в их взаимодействии с объективными при исследовании творческих процессов в последние десятилетия привели учет личностного фактора. Так психология творчества, исследуя личность со всем сектором ее качеств, вслед за другими науками вводит свою методологию принцип системности.

Креативнй продукт. В результате творческой деятельности могут проявляться и в научных открытиях, коренным образом меняющих экономику и быт общества, и в шедеврах, создающих новые направления в искусстве, и даже в умении составить оригинальный букет и украсить свою комнату. Один из способов оценки креативного продукта – разделить их на официально признанные обществом и имеющие значение только для автора данного продукта.

Креативный процесс. Согласно исследования психологов, создания нового (идей, объектов, способов действий) осуществляется, в частности, и такими приемами мышления, как комбинирование, аналогизирование, выявление новых связей и перенос функций одного объекта на другой.

Один из первых исследователей творческой деятельности как психологического процесса П .Энгельмейер разделил его на три части:

“ * акт выдвижения гипотезы;

* акт творчества;

* акт логически проработанной идеи” [37,18].

Также воображение как психологический процесс позволяет представить результат труда до его начала. При этом не только конечный продукт, но и все промежуточные стадии, ориентируют человека в процессе его деятельности.

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Анализ и интерпретация результатов
И так, мы провели методику Кеттела, Социометрия и Методику «Лидер» с военнослужащими войсковой части 18662 – 95 военнослужащих. На первом этапе мы проводили Социометрию. По результатам Социометрии мы видим, что в нашем подразделении 17 в ...

Психограмма
Термин «психограмма» был введен в начале XX в. немецким психологом В. Штерном, разработавшим методику составления обобщенного психологического портрета конкретной личности. Штерн предложил также состовлять частичную психограмму, которая о ...

Методика «Шкалы социально-ситуационной тревоги»
Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких- либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Инструкция: «На ...