Результаты исследования и их обсуждение.Страница 2
По мнению студентов первого курса психолог для продуктивной коммуникативной деятельности должен иметь следующие качества:
внутренний локус контроля
самоуважение
приятная внешность
работоспособность
позитивный настрой
Вышеперечисленные качества также отличаются от взглядов двух других групп испытуемых.
Склонность к доминированию – стремление господствовать, преобладать, быть основным, единодушно определено независимыми экспертами, студентами пятого курса и студентами первого курса как качество, которым не должен обладать психолог.
В ходе исследования нами были получены результаты подтверждающие гипотезу 1. Представления студентов первого курса, пятого курса факультета психологии вечернего отделения МГОПУ им. М.А. Шолохова и продуктивно работающих психологов отличаются в виду различного профессионального теоретического и практического опыта. Однако следует отметить, что представления студентов пятого курса ближе и чаще совпадают нежели взгляды студентов первого курса на качества, которые определяют продуктивность коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Мы полагаем, что это объясняется наличием полной теоретической базы и наличием опыта диагностической, психолого-педагогической и консультативной практики у студентов пятого курса. Все эти знания, умения и навыки приближают студентов-выпускников к верному пониманию критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога.
Также следует отметить, что склонность к доминированию была определена как нежелательное для коммуникативной деятельности психолога-консультанта качество всеми тремя группами испытуемых:
независимыми экспертами (продуктивно работающими психологами)
студентами пятого курса
и студентами первого курса факультета психологии вечернего отделения МГОПУ им. М.А. Шолохова
Анализируя результаты исследования с точки зрения того, к какой сфере относятся наиболее "популярные" и необходимые для продуктивной коммуникативной деятельности качества, мы приходим к некоторым выводам. Итоговая таблица по результатам исследования, в которой объединены взгляды всех трех групп испытуемых (87 человек), показывает, что определяющими для коммуникативной деятельности психолога являются:
коммуникативная сфера
познавательная сфера
Таким образом, качества входящие в коммуникативную (обмен информацией, обогащение друг друга за счет накопления каждым запаса знаний) и познавательную сферы (умение применять старые знания и приобретать новые) являются необходимыми для продуктивности коммуникативной деятельности психолога. Качества, относящиеся к эмоционально-волевой сфере, определены респондентами как максимально желательные для психолога.
В результате теоретического и эмпирического исследования подтвердилась гипотеза 2. На основе итоговой таблицы по результатам исследования были определены качества, являющиеся критериями оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога.
Коммуникативная сфера:
умение активно слушать
умение понятно говорить
Познавательная сфера:
профессионализм
умение понимать последствия своего влияния
здравый смысл
Неприемлемым для психолога-консультанта является
склонность к доминированию.
Рекомендуем к прочтению:
Выводы
Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилeны, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже ...
Лидеры стихийных групп
Особенности поведения массы и, в частности, ее влияния на входящих в нее индивидов зависят от индивидуальности лидеров, их типов и психологических качеств. Это, безусловно, люди особого склада.
«Масса – это послушное стадо, не могущее жи ...
Стресс жизни. Основные причины
Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзам ...