Характеристика методов и средств преодоления барьеров в коммуникациях. Правила и принципы построения эффективной коммуникации
Все «барьеры» и ошибки — негативные факторы, мешающие реализации функции коммуникации, для повышения эффективности которой необходимо их преодоление.
Существуют общие правила и принципы построения эффективных коммуникаций.
Наиболее общее правило — не приступать к передаче идеи до тех пор, пока она не станет до конца понятна самому себе.
Правило «постоянной готовности к непониманию» и допущения за исполнителями «права на непонимание». Руководитель часто заблуждается, считая, что его нельзя не понять. Однако многообразие «барьеров» часто приводит к неполному и неточному пониманию.
Правило конкретности. Не следует употреблять двусмысленные, расплывчатые выражения и слова, перегружать сообщения профессионализмами.
Правило контроля за невербальными сигналами. Необходим контроль за мимикой, жестами, интонацией, позой.
Правило адресата. Надо стараться говорить на языке собеседника,
учитывая его уровень — жизненный, профессиональный, культурно-образовательный.
Правило «собственной неправоты». Необходимо допускать ошибочность личной точки зрения.
Правило «места и времени». Эффективность руководящих распоряжений возрастает при их своевременности и выборе наиболее благоприятной обстановки, в которой они реализуются.
Правило активного и конструктивного слушания, правило обратной связи. Существует ряд принципов обеспечения эффективной обратной связи, являющихся конкретными средствами реализации коммуникативной функции. Эффективная обратная связь:
Ø должна быть направлена на изучение действий членов организации;
Ø конструктивна, и благодаря ей получателю сообщаются полезные для него идеи;
Ø обнаруживает тенденцию к специфичности, точно устанавливая, в чем неполадки и что конкретно должно быть сделано для их устранения;
Ø носит незамедлительный характер;
Ø основывается не столько на оценке сказанного (хорошо или плохо), сколько на изложении того, что должно (или не должно) быть сделано;
Ø полезна члену организации в той мере, в какой она предоставляет ему способы улучшения работы;
Ø характеризуется своевременностью поступления к работнику, давая ему возможность внести улучшения в свои действия;
Ø для того чтобы обратная связь была эффективной, члены организации должны проявлять желание и готовность принять ее;
Ø должна быть четко выражена таким образом, чтобы стать понятной получателю;
Ø должна быть надежной.
Также в теории управления существуют три наиболее общих принципа эффективной коммуникации: ясности, целостности и стратегического использования неформальной организации.
Соблюдение этих правил и принципов способствует реализации функции коммуникации в управленческой деятельности, определяет ее содержание и специфику.
Рекомендуем к прочтению:
Характеристика основных направлений исследований в
психологии малых групп
Для того чтобы перспективы изучения малых групп стали еще более отчетливы, необходимо более или менее систематически рассмотреть, в каких же основных направлениях развивалось их исследование в социальной психологии на Западе, где проблема ...
Психотипы людей и их поведение в труде, бизнесе, сотрудничестве
Природа и источники индивидуальных различий человека является предметом изучения отдельных областей психологии. Индивидуальными свойствами могут выступать как отдельные, частные особенности (например, время реакции, особенности восприятия ...
Описание методики исследования
Как показал анализ литературы, существуют различные подходы к изучению представлений людей о партнёрах по общению. Мы в нашем исследовании применялся вариант методики Будасси, которая разработана для изучения самооценки и критичности чело ...